Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2009 по делу n А06-2738/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

 

г. Саратов                                                                                    Дело № А06-2738/2009

20 июля 2009 года

 

Резолютивная часть постановления объявлена 14  июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2009 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Пригаровой Н.Н.,

судей Борисова Т.С., Жевак И.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Цинцадзе И.Э.

при участии представителя Администрации Муниципального Образования «Хошеутовский сельсовет» Кособрюхова О.В., действующей по доверенности от 02.07.2009 г. № 535,

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Муниципального Образования «Хошеутовский сельсовет» (с. Хошеутово Харабалинского района Астраханской области)

на решение Арбитражного суда Астраханской области от «22» мая 2009 года по делу № А06-2738/2009 (судья Винник Ю.А.)

по заявлению Администрации Муниципального Образования «Хошеутовский сельсовет» (с. Хошеутово Харабалинского района Астраханской области)

к Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области                (г. Астрахань)

о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Астраханской области обратилась Администрация муниципального образования «Хошеутовский сельсовет» (далее – Администрация МО «Хошеутовский сельсовет», заявитель) с заявлением о признании незаконным постановления к Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее – административный орган) № 274/004216-09 от 27.04.09 г. о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований заявителю отказано.

Администрация МО «Хошеутовский сельсовет» не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.

Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом в соответствии со статьей 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 96312 0.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 14 апреля 2009 г. Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области проведена внеплановая проверка соблюдения требований природоохранного законодательства муниципальным образованием «Хошеутовский сельсовет», осуществляющим свою деятельность по адресу: Астраханская обл., Харабалинский район, с. Хошеутово, ул. Советская, 15.

В ходе проведения проверки установлено, что на территории муниципального образования Хошеутовский сельсовет» расположена несанкционированная свалка, которая находится в 100 м. на восток от с. Лапас, общая площадь свалки – 1,0 га., на которой размещен бытовой мусор, а именно: отходы упаковочного картона незагрязненные; пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребитльские свойства: отходы полиэтилена в виде пленки; строительный мусор; навоз от крупного рогатого скота; стеклянный бой незагрязненный.

Установленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении статей 11,12,14,19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», статьей 42,51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Административный орган квалифицировал допущенные нарушения по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществам.

14 апреля 2009 года составлен протокол об административном правонарушении № 004216 (л.д. 5), которым зафиксировано правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

27 апреля 2009 года административным органом вынесено постановление № 274/004216-09 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в размере  100 000 руб. (л.д. 6).

Администрация МО «Хошеутовский сельсовет» с указанным постановлением не согласилась и обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с требованием признать его незаконным и отменить.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции  исходил из того, что с заявлением об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности обратилось лицо, не привлеченное к ответственности, чьи права вынесением данного постановления не нарушены.

Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным  по следующим основаниям.

Согласно статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наступление административной ответственности.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, охраняемые от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территории.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002  № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24.06.1998  № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно статье 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и подпункта  18 статьи 14, подпункта  9 статьи  15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится решение вопросов, связанных со сбором, вывозом, утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов.

Согласно статьи  8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» полномочия органов местного самоуправления сфере обращения с отходами между органами местного самоуправления различного уровня (между поселением и районом) распределены следующим образом: к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к полномочиям органов муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Вместе с тем, в соответствии с частью  7 статьи  210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Из материалов дела следует, что 14.04.2009 г. государственным инспектором Матвеевым С.Е. Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области составлен протокол N 004216 об административном правонарушении в отношении Муниципального образования «Хошеутовский сельсовет».  

На основании указанного протокола вынесено постановление N 274/004216-09 по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального образования «Хошеутовский сельсовет», которое признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 руб.

Суд первой инстанции, признавая, что к административной ответственности привлечено Муниципальное образование «Хошеутовский сельсовет», следовательно,  отказывая Администрации МО «Хошеутовский сельсовет» в оспаривании постановления, суд не учел следующего.

Из главы 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что к административной ответственности привлекаются юридические, физические, а также должностные лица.

Согласно статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Из статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Закон) следует, что муниципальное образование представляет собой городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения.

Согласно части 2 статьи 125 Гражданского Кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Таким образом, от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с Законом № 131-ФЗ органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно статьей  70 Закона органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Следовательно, к ответственности может быть привлечена Администрация муниципального образования, а не само муниципальное образование, которое в силу вышеназванных норм не является юридическим лицом. Таким образом, муниципальное образование участвует в спорных правоотношениях в лице своего уполномоченного органа – администрации.

Таким образом, у Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области отсутствовали основания для привлечения Муниципального образования «Хошеутовский сельсовет» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 При указанных обстоятельствах имеются правовые основания к отмене судебного акта, принятого по делу судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить оспариваемое постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 22 мая 2009 года по делу №  А06-2738/2009 отменить, принять новый судебный акт.

Признать незаконным и отменить постановление Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 27.04.2009 года  № 274/004216-09 о привлечении Муниципального образования «Хошеутовский сельсовет» к  административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в виде взыскания штрафа в в сумме 100 000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд астраханской области.

 

 

Председательствующий                                                                           Н.Н. Пригарова

 

 

Судьи                                                                                                            Т.С. Борисова

 

 

И.И. Жевак                                     

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2009 по делу n А57-24791/08. Отменить решение полностью и принять новый с/а,Изменить решение  »
Читайте также