Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 по делу n А12-20706/08. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

=====================================================================Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов                                                                                            Дело № А12-20706/08

Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен                    07 мая 2009 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,

судей Веряскиной С.Г., Дубровиной О.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Никитиной М.В.,

при участии в судебном заседании:

представителя Межрайонной ИФНС  № 8 по Волгоградской области – Цибизова А.С. по доверенности б/н от 27 ноября 2008 года;

представителя войсковой части № 96479 -  Иванисова А.Л. по доверенности № 433 от05 мая 2009 года, представлен отзыв на апелляционную жалобу;

представителя Федерального государственного учреждения «Управление Северо-Кавказского военного округа» -  Чернышова В.В. по доверенности № 53 /д/сг/09-100 от 28 апреля 2009 года;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 8 по Волгоградской области (р.п. Светлый Яр) на решение арбитражного суда Волгоградской области от 26 января 2009 года по делу № А12-20706/08, принятое судьей Наумовой М.Ю., по заявлению войсковой части № 96479 (п. Краснофлотский Волгоградской области) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Волгоградской области (р.п. Светлый Яр), третье лицо – Федеральное государственное учреждение «Управление Северо-Кавказского военного округа» (г. Ростов-на-Дону) о признании незаконным действия по госрегистрации, обязании устранить нарушения,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Войсковая часть  96479 (п. Краснофлотский Волгоградской области)  обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным действия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации № 8 по Волгоградской области (в настоящее время -   Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы  № 8 по Волгоградской области) по государственной регистрации войсковой  части 96479, выразившегося во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи №1023405794129 от 31 декабря 2002 года, обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 8 по Волгоградской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц  запись о признании ОРГН войсковой части 96479 недействительным в связи с присвоением его не юридическому лицу.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 26 января 2009 года требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Волгоградской области просит об отмене судебного акта, ссылаясь  на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, неприменение судом срока исковой давности, самостоятельное волеизъявление войсковой части 96479 на госрегистрацию в качестве юридического лица, вынесении нового акта об отказе в удовлетворении требований.

В отзывах на апелляционную жалобу войсковая часть 96479  считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.

В судебном заседании представители сторон, третьего лица, поддержали позиции по делу.

При проверке законности судебного акта исходя из содержащихся  в апелляционной  жалобе доводов, рассмотрения дела в пределах, предусмотренных ст.ст. ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела,  на основании  представленного командиром войсковой части 96479 сообщения по форме Р17001 Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации № 8 по Волгоградской области (в настоящее время -   Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы  № 8 по Волгоградской области)  внесла  31 декабря 2002 года  в Единый государственный реестр юридических лиц запись N 1023405794129 о государственной регистрации  юридического лица-  войсковая часть 96479.

Согласно разделу «Сведения об образовании юридического лица» Единого государственного реестра юридических лиц регистрация заявителя в качестве юридического лица была осуществлена до 1 июля 2002 года при его создании 21.05.1952 года.

Заявитель по делу, оспаривая регистрацию юридического лица, указал на то, что регистрация не соответствует законодательству, поскольку данная войсковая часть не является юридическим лицом.

Судом первой инстанции установлено, что в нарушение п.3 ст. 26 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей» внесение налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о войсковой части 96479 произведено в отсутствие документов, подтверждающих ее регистрацию до 01 июля 2002 года  в качестве юридического лица и предусмотренных п.п. «а», «б», «г», «д» п.1 ст. 5 названного Закона, указание на Министерство обороны Российской Федерации как на орган, который в 1952 году зарегистрировал войсковую часть 96479, не подтверждено документально. В 1952 году Министерство обороны Российской Федерации не существовало, в тот период Российская Федерации входила в состав СССР и не имела Министерства обороны республики,  в связи с чем, вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для внесения такой записи у налогового органа является законным и обоснованным.

Арбитражным судом Волгоградской области были подробно исследованы имеющиеся в деле доказательства  и проанализированы правильно примененные правовые  нормативные акты.

В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно п.12  ст.1 Федерального закона № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года « Об обороне» имущество находится у Вооруженных  Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и относится исключительно к федеральной собственности.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне», положением о Министерстве обороны Российской Федерации от 11 ноября 1998 года № 1357, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Минобороны Российской Федерации относятся к компетенции Министра обороны Российской Федерации.

Согласно подпункту 9 пункта 11.4 Положения о Министерстве обороны Министр обороны создает, реорганизует и ликвидирует федеральные государственные учреждения Министерства обороны в пределах выделенных из федерального бюджета средств и установленной штатной численности Вооруженных сил.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2003 года № 324 «О государственной регистрации юридических лиц» определен Перечень органов военного управления, которые входят в состав Вооруженных Сил и зарегистрированы как юридические лица в форме учреждения. Войсковая часть 96479 в этом перечне отсутствует.

 Как правильно указал суд первой инстанции,  в материалы  дела не представлены  доказательства создания войсковой части 96479 в качестве Учреждения в порядке, установленном Минобороны РФ до 24 февраля 2004 года в соответствии с «Положением о Министерстве обороны Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 года № 1357, а также Правительством Российской Федерации после 24 февраля 2004 года в соответствии с Постановлением от 10 февраля 2004 года № 71 «О создании, реорганизации и ликвидировании федеральных государственных учреждений».

В действующем Положении Минобороны России, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Положении о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 года N 901 отсутствуют нормы, определяющие статус воинских частей в качестве юридических лиц.

Гражданское законодательство не предусматривает такой организационно-правовой формы как "войсковая часть".

Учитывая, что оспариваемая регистрация не соответствует указанным положениям, гражданскому законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя по определению его правового статуса, что ведет к ограничению предусмотренного в рамках закона осуществления государственного контроля за соблюдением установленного законодательством порядка образования юридического лица и к нарушению стабильности гражданского оборота, прав и охраняемых законом интересов его участников, в связи с тем, что войсковая часть 96479, будучи зарегистрированной в качестве юридического лица, приобретает больше обязанностей, чем организационно-штатная единица Минобороны РФ, в том числе: по уплате соответствующих налогов и сборов, а в случае нарушения законодательства – административных штрафов и т.д., не имея при этом  имущественной возможности отвечать по своим обязательствам, арбитражный суд, основываясь на ст. ст. 198, 200, 201 правомерно признал недействительными действия, решение о регистрации войсковой части 96479 в качестве юридического лица.

При этом срок исковой давности применяется арбитражным судом, рассматривающим дело по существу, исходя из его обстоятельств. Суд счел, что о нарушении прав заявителю стало известно из решения арбитражного суда Волгоградской области от 03 декабря 2008 года № А12-17641/08-С45 (л.д. 53), доказательств обратного налоговым органом не представлено.

Ссылку налогового органа  представленное в суд апелляционной инстанции на обозрение Постановление ФАС Поволжского округа от 28 марта 2002 года по делу № А12-9368/99-с25, как на доказательство законности действий по регистрации, суд апелляционной инстанции находит несостоятельной, поскольку в указанном судебном акте по иску Министерства обороны Российской Федерации в лице войсковой части № 96479 к Управлению федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации г. Волгоград о возврате излишне взысканных сумм налоговых платежей и начисленных процентов, дается оценка тому, что в соответствии с письмом Министерства Российской федерации  по налогам и сборам от 03 декабря 1999года № ДС-6-12/962а и письмом Главного Управления военного бюджета и финансирования Генерального штаба от 28 октября 1999 года № 315/11/4051 до принятия Федерального Закона «О правовом положении  и финансовой деятельности воинских частей и военных организаций», сохраняется порядок постановки на учет воинских частей по месту расположения как структурных подразделений юридического лица (Министерство обороны РФ) для осуществления обязанности налогоплательщика  (ст. 19.п.2 НК РФ), т.е.  сделан вывод о наличии обязанности у воинской части по уплате налогов а не определена законность статуса юридического лица.    

Исходя из ч. 5 ст. 200 Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого действия, решения государственного органа закону возлагается на тот орган, чьи действия, решения оспариваются.

Налоговый орган  доказательств  соответствия своих действий, решений закону, нормативным правовым актам не представил.

Указание в резолютивной части решения на обязанность налогового органа внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц  запись о признании ОРГН войсковой части 96479 недействительным в связи с присвоением его не юридическому лицу соответствует п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ.

При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 26 января 2009 года по делу № А12-20706/08 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273-277 АПК РФ.

           

Председательствующий                                                                                        М.Г. Цуцкова

Судьи:                                                                                                                              С.Г. Веряскина                                     

О.А. Дубровина

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 по делу n А12-19776/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также