Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 по делу n А65-18453/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45 www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решения арбитражного суда, не вступившего в законную силу 26 ноября 2015 года Дело №А65-18453/2015 город Самара Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2015 года Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Туркина К.К., судей Балашевой В.Т., Кузнецова С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бикташевой А.С., без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 сентября 2015 года по делу № А65-18453/2015 (судья Самакаев Т.Р.) по иску открытого акционерного общества "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" (ОГРН 1111690075860, ИНН 1655229717) к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Гимназия с.Большой Сардек" Кукморского муниципального района РТ (ОГРН 1021607755476, ИНН 1623003298) о взыскании 303 107 руб. 91 коп. задолженности УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Гимназия с.Большой Сардек" Кукморского муниципального района РТ (далее - ответчик) о взыскании 303 107 руб. 91 коп. задолженности. Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.08.2015 стороны о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства по существу извещены в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Решением суда первой инстанции от 08.09.2015 г., по делу № А65-18453/2015 в удовлетворении исковых требований отказано. Не согласившись с принятым судебным актом, открытое акционерное общество "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.09.2015 г., и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что между ОАО «УКС» и МБОУ «Гимназия с. Большой Сардек» был заключен договор, в соответствии с которым истец изготовил проектно-сметную документацию и провел экспертизы на «Техническое перевооружение систем газификации котельной для гимназии», а ответчик обязался оплатить данные расходы в полном объеме выполненных работ в соответствии с графиком платежей, являющимися частью договора. Истец все свои обязательства по договору выполнил в полном объеме, что подтверждается актами выполненных работ. Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора. Однако ответчик взятые на себя обязательства не исполняет. Как следует из материалов дела, обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование своих требований, ответчиком прямо не оспорены. Возражений относительно предъявленного иска ответчик не заявил и не представил доказательства, подтверждающий свои возражения относительно существа заявленных требований. Поскольку факт выполнения работ подтвержден надлежащими доказательствами, а доказательства оплаты стоимости выполненных работ в заявленном размере ответчиком не представлены, то исковые требований являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили. Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии сторон. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Материалами дела подтверждается, что между истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) был заключен договор № 6/13-СКБ от 11.01.2013, по условиям которого исполнитель обязался изготовить проектно-сметную документацию и провести экспертизу на «Техническое перевооружение систем газификации котельной для гимназии по ул. Школьная, д. 11 в д. Большой Сардек Кукморского района Республики Татарстан», а заказчик обязался оплатить данные расходы в полном объеме выполненных работ в соответствии с графиком платежей, являющимися частью договора. Сроки выполнения работ сторонами согласованы в пункте 1.3 договора. Стоимость работ сторонами согласована в пункте 2.1 договора, которая является твердой и составила 866 022 рублей 30 копеек. Во исполнение условий договора истец выполнил работы, а ответчиком указанные работы были приняты, что подтверждается подписанными истцом и ответчиком актом приемки проектной документации от 29.03.2013 года и актом выполненных работ № 1 на общую сумму 866 022 руб. 30 коп. Как следует из содержания указанных документов работы, отраженные в них приняты ответчиком без замечаний по объему, стоимости и качеству. Полагая, что ответчиком не исполнена обязанность по оплате стоимости выполненных работ, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением. Доводы заявителя не могут быть приняты ввиду следующего. На момент заключения договора № 6/13-СКБ от 11.01.2013 года ответчик являлся муниципальным бюджетным образовательным учреждением. Следовательно, отношения между сторонами регулируются положениями §1, 3, 5 главы 37 Гражданского кодекса РФ, а также Федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) (статья 768 Гражданского кодекса РФ), Бюджетного кодекса РФ. Таким образом, в предмет судебного исследования по настоящему делу подлежит изучению, в том числе, вопрос о соблюдении при заключении договора № 6/13-СКБ от 11.01.2013 года порядка, предусмотренного Федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действовавшего на момент заключения договора. В силу статьи 1 указанного Федерального закона данный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на выполнение работ муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения таких заказов. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений. Частью 2 статьи 3 данного закона было предусмотрено, что источником финансирования потребностей муниципального образования, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, являются не только средства местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований. При этом под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений. Поскольку ответчиком, являлось муниципальным бюджетным учреждением на момент заключения договора, то его контрагенты могли вступать в договорные отношения с ответчиком, в том числе связанные с выполнением работ, только посредством заключения муниципального контракта в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Особенность заключения муниципального контракта заключается в том, что в силу пункта 2 статьи 10 указанного закона во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным законом. Таким образом, процедура проведения торгов является обязательным требованием закона к заключению муниципальных контрактов. В материалах дела отсутствуют доказательства заключения между сторонами муниципального контракта на проведение спорных работ в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Из представленного в материалы дела договора № 6-13-СКБ от 11.01.2013 года не следует, что он был заключен в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Из его содержания данное обстоятельство не следует. В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ лицами, участвующими в деле, доказательств обратного не представлено. Определением от 10.08.2015 арбитражный суд первой инстанции предложил истцу представить доказательства заключения договора № 6/13-СКБ от 11.01.2013 года в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Однако, требование суда истец не исполнил, требуемое судом доказательство не представлено. Не представлены данные доказательства и в суд апелляционной инстанции. На основании части 1 статьи 55 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55, контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). В пункте 14 части 2 статьи 55 данного закона предусмотрено, что размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Указанием Центрального Банка РФ от 20.06.2007 года № 1843-у этот лимит установлен в размере 100 000 рублей. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно пункту 2.1 договора и актам выполненных работ, стоимость выполняемых истцом работ составила 866 022 руб. 30 коп., что значительно (более чем в восемь раз) превышает предельно допустимый размер стоимости заказа, при размещении которого его стороны вправе заключить гражданско-правовой договор без проведения процедур, предусмотренных данным федеральным законом. Согласно пунктам 1 и 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 года № 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств" при рассмотрении дела о взыскании по договору арбитражный суд определяет круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, к которым относятся обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора, в том числе о соблюдении правил его заключения независимо от того, заявлены ли возражения или встречный иск. Таким образом, в силу положений статьи 168 Гражданского кодекса РФ, в редакции действовавшей в спорный период, ввиду того, что сторонами не представлено доказательств размещения заказа на выполнение проектных работ в соответствии с законодательством о закупках товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, суд приходит к выводу о том, что договор № 6/13-СКБ от 11.01.2013 года заключен сторонами с нарушением положений указанного выше Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также Бюджетного кодекса РФ. В отсутствие муниципального контракта на выполнение работ, заключенного с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», даже фактическое выполнение истцом спорных работ не может повлечь возникновение на стороне ответчика обязательства по их оплате, а равно неосновательного обогащения. Согласно смыслу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлениях от 28 мая 2013 года № 18045/12 и от 4 июня 2013 года № 37/13, а также в пункте 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.2014 года № 165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными» в противном случае, по сути, будет дезавуировано применение Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и открыта возможность для недобросовестных исполнителей работ и муниципальных заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход данного закона. Между тем никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения. Кроме того, в указанных постановлениях Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 по делу n А65-13518/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|