Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 по делу n А55-29288/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

22 октября  2015 года                                                                             Дело №А55-29288/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября  2015 года

В полном объеме постановление изготовлено 22 октября  2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г.,  Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Загнедкиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19.10.2015 в помещении суда апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2015 по делу №А55-29288/2014 (судья Агеенко С.В.), принятое по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г.Самара, к Мэрии городского округа Тольятти Самарской области, г.Тольятти Самарской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Тольяттинский центр недвижимости» (ИНН 6323068180, ОГРН 1026301997974), г.Тольятти Самарской области, общества с ограниченной ответственностью «Виктория» (ИНН 6322038056, ОГРН 1076320002110), г.Тольятти Самарской области, федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области, г.Самара, об оспаривании постановления,

в судебном заседании приняла участие представитель Мэрии городского округа Тольятти Самарской области Осяева Е.П. (доверенность от 10.01.2014 №22/1),

представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, ООО «Виктория», ООО «Тольяттинский центр недвижимости»,  федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области  не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее – ТУ ФАУГИ в Самарской области) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 постановления Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 07.05.2009 №1063-П/1 в части утверждения схемы расположения земельного участка площадью 3169 кв.м по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Советская, д. 67.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью «Тольяттинский центр недвижимости», общество с ограниченной ответственностью «Виктория», федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2015 по делу №А55-29288/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе ТУ ФАУГИ в Самарской области отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению ТУ ФАУГИ в Самарской области, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.

Мэрия городского округа Тольятти в отзыве апелляционную жалобу отклонила.

Рассмотрение дела было отложено с 16.09.2015 на 10.10.2015.

В судебных заседаниях представители Мэрии городского округа Тольятти отклонили апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещались о времени и месте проведения судебных заседаний.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлениях представителей Мэрии городского округа Тольятти в судебных заседаниях, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как видно из материалов дела, Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301111:597, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, квартал 89-55, ул. Ленинградская, у дома № 44, что подтверждается регистрационной записью от 23.05.2001 №63-09-1/2001-15789.1.

Пунктом 1 постановления от 07.05.2009 №1063-П/1 Мэрия городского округа Тольятти утвердила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, входящего в состав земель населенных пунктов, площадью 3169 кв.м, расположенного по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Советская, д. 67, формируемого для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями.

Материалами дела подтверждается, что федеральный земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301111:597 поставлен на государственный кадастровый учет 19.03.2007, тогда как земельный участок под многоквартирным жилым домом поставлен на кадастровый учет 11.01.2010.

Таким образом, федеральный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет задолго до постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом и принятия Мэрией городского округа Тольятти указанного постановления.

В материалах дела имеются межевой план, составленный в результате кадастровых работ по образованию земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности, а также утвержденная указанным постановлением схема (план) расположения земельного участка на территории кадастрового квартала.

По настоящему делу также представлен план федерального земельного участка от 20.10.2000 с указанием его местонахождения, адресных ориентиров, координат поворотных точек.

Из указанных документов видно, что земельный участка, схема расположения которого утверждена указанным постановлением, имеет наложение на федеральный земельный участок.

Действия Мэрии городского округа Тольятти по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом противоречат положениям земельного и градостроительного законодательства.

Из материалов дела также следует, что указанный федеральный земельный участок предоставляется в аренду с19.03.2007, о чем свидетельствует регистрационная запись №63-63-09/026/2007-2.

В этой связи оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы лиц, имеющих намерение арендовать федеральный земельный участок.

Согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее – ЗК РФ в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В пункте 5 статьи ЗК РФ указано, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Исходя из положений статей 11, 29, 30, 31 ЗК РФ, статьи 27, 38, 39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре недвижимости) схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, утвержденная органом местного самоуправления, а впоследствии и межевой план данного земельного участка должны соответствовать по своему содержанию проекту межевания территории или иному предусмотренному федеральным законом документу.

Данный вывод согласуется с выводами, содержащимися в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.09.2013 №ВАС-12802/13.

В силу части 10 статьи 38 Закона о кадастре недвижимости образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

При решении вопроса о возможном предоставлении земельного участка орган местного самоуправления должен проверить схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровой карте соответствующей территории с учетом документов планировки территории градостроительного зонирования, схему расположения земельных участков на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных законодательством документов.

Таким образом, при выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка орган местного самоуправления должен учитывать сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.

Согласно части 1 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи, то есть с лицами, являющимися правообладателями смежных земельных участков, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Следовательно, Мэрия городского округа Тольятти должна была согласовать с ТУ ФАУГИ в Самарской области местоположение границ земельного участка под многоквартирным жилым домом, однако этого сделано не было.

В части 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

По настоящему делу не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что начатая Мэрией городского округа Тольятти процедура формирования нового земельного участка на территории кадастрового квартала была инициирована на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме или на основании заявления собственника помещения (собственников помещений) в этом доме.

С учетом вышеизложенного положения статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и разъяснения, содержащиеся в пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», на которые сослался суд первой инстанции, сами по себе не могут послужить основанием для отказа ТУ ФАУГИ в Самарской области в удовлетворении требования об оспаривании пункта 1 постановления Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 07.05.2009 №1063-П/1 об утверждении схемы расположения указанного земельного участка.

По настоящему делу рассматривается не спор о праве, а спор, подлежащий разрешению в порядке главы 24 АПК РФ.

Поскольку, как следует из заявления ТУ ФАУГИ в Самарской области, ему стало известно о принятии Мэрией городского округа Тольятти оспариваемого постановления из письма от 10.09.2014 №ГрМ/6327 (вх. №25/5280 от 15.09.2014), а заявление в суд первой инстанции представлено им 09.12.2014, то предусмотренный частью

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 по делу n А65-14439/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также