Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2015 по делу n А55-15604/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

16 октября 2015 года                                                                            Дело № А55-15604/2015

г.Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2015 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Филипповой Е.Г., при ведении протокола судебного заседания Кольберг Н.В., с участием:

от федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет» - представитель не явился, извещено,

от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области – представитель не явился, извещено,

рассмотрев в порядке упрощенного производства в открытом судебном заседании 14 октября 2015 года апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 августа 2015 года по делу №А55-15604/2015 (судья Якимова О.Н.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет» (ИНН 6316003560, ОГРН 1026301159500), г.Самара, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области, г.Самара,

о признании незаконным и отмене постановления от 15 июня 2015 года № 36-15/454 о назначении административного наказания по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ,

 

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный университет» (далее - СамГУ, университет, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области (далее - ТУ Росфиннадора в Самарской области, административный орган) от 15 июня 2015 года № 36-15/454 о назначении административного наказания по ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 25 125 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 24 августа 2015 года в удовлетворении заявления СамГУ отказано.

В апелляционной жалобе ФГБОУ ВПО «СамГУ» просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, об отмене постановления ТУ Росфиннадора в Самарской области в Самарской области от 15 июня 2015 года № 36-15/454 о привлечении СамГУ к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 25 125 руб., ссылаясь на то, что университет не причинил вреда, существенной угрозы гражданам, обществу, Российской Федерации, охраняемым общественным отношениям. Средства, полученные университетом за оказание платных образовательных услуг, реинвестируются университетом в учебный процесс. Университетом приняты все меры, направленные на недопущение повторения сложившейся ситуации. Назначенное наказание влечет для университета несоразмерно большие неблагоприятные последствия по сравнению со степенью общественной опасности совершенного правонарушения.

В отзыве на апелляционную жалобу ТУ Росфиннадора в Самарской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовавших о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 10 августа 2012 года СамГУ (исполнитель) и Твердоступ Наталья Евгеньевна (заказчик) и Твердоступ Анастасия Сергеевна (потребитель) заключили договор об оказании платных образовательных услуг № 121003103050 о нижеследующем: исполнитель предоставляет, а заказчик оплачивает образовательные услуги по получению высшего профессионального образования (раздел 1); стоимость обучения за 2012/2013 учебный год составляет 60 200 руб. (п.6.1); стоимость обучения корректируется в соответствии с инфляционными процессами и устанавливается приказом ректора не позднее чем за 20 дней до начала следующего учебного года (п.6.2); заказчику предоставляется право осуществлять оплату за весь учебный год единовременно. При переводе денег указывается номер договора и фамилия потребителя (п.6.4); договор вступает в силу с даты подписания его сторонами и действует в течение периода предоставления потребителю образовательных услуг (п.7.1).

Во исполнение договора об оказании платных образовательных услуг № 121003103050 Твердоступ Наталья Евгеньевна (гражданка Республики Казахстан) 04 сентября 2014 года внесла денежные средства в сумме 42 500,00 руб. через Поволжский банк филиал ОАО «Сбербанк России» на счет ГРКЦ ГУ Банк России по Самарской области в г.Самара № 40501810836012000002, УФК по Самарской области (СамГУ л/с 20426X45550) за образовательные услуги Твердоступ Анастасия Сергеевны (гражданка Республики Казахстан), что подтверждается платежным поручением от 04 сентября 2014 года № 318.

В связи с тем, что университетом нарушены требования ч.2 ст.14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ), что выразилось в осуществлении валютной операции минуя счет в уполномоченном банке, административным органом 28 мая 2015 года в отношении университета административным органом составлен протокол об административном правонарушении № 36-15/454 и вынесено оспариваемое постановление от 15 июня 2015 года № 36-15/454 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 25 125 руб. по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

В обоснование заявленных требований университет ссылается на постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 803 «О проведении валютных операций федеральным казначейством», постановление Правительства РФ от 01 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе», согласно которым на казначейство возлагаются полномочия по осуществлению всех видов валютных операций, регулируемых Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», без ограничений, казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. По мнению университета, правомерность рассматриваемой валютной операции была фактически оценена государственным органом - казначейством путем санкционирования.

Сославшись на отсутствие вредных последствий, а также существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, вреда интересам граждан, имущества, государства, нарушение назначенным наказанием общеправового принципа справедливости, университет заявил ходатайство об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения (ст.2.9 КоАП РФ), указав при этом, что является государственным бюджетным учреждением.

Кроме того, университет указал на принятые им меры, направленные на недопущение повторения сложившейся спорной ситуации: до вынесения оспариваемого постановления, и.о. ректора университета был издан соответствующий приказ № 426-03-131 от 11 июня 2015 года и утверждена форма договора об образовании на обучение иностранного гражданина по образовательной программе высшего образования на основе полной компенсации затрат, в соответствии с которым оплата производится в кассу исполнителя.

Доводы университета обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Согласно положениям Федерального закона № 173-ФЗ использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом является валютной операцией (подп. «б» п.9 ч.1 ст.1), если иное не предусмотрено Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств (ч.2 ст.14).

Пунктом 8 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ определено понятие уполномоченных банков, которыми признаются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрено, что юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте РФ по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Согласно статье 78 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» иностранные граждане имеют право на получение высшего образования в Российской Федерации в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг.

Исходя из положений статьи 779 ГК РФ договор об оказании платных образовательных услуг является договором возмездного оказания услуг населению, заключенным в рассматриваемом случае юридическим лицом - резидентом с физическим лицом - нерезидентом. Следовательно, юридическое лицо-резидент, принимая от физического лица-нерезидента плату за оказанные платные образовательные услуги в валюте РФ, осуществляет валютные операции, расчеты по которым должны производиться через счета, открытые в уполномоченных банках либо путем внесение в кассу ВУЗа иностранным студентом денежных средств в валюте РФ. Казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Исходя из понятия уполномоченного банка, определенного пунктом 8 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ, и Федеральным законом от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», где банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, органы Федерального казначейства не могут рассматриваться как уполномоченный банк. Следовательно, при осуществлении валютных операции университетом должен использоваться банковский счет в уполномоченном банке, поскольку на него распространяются все нормы, установленные Федеральным законом № 173-ФЗ и иными актами органов валютного регулирования.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае университетом не представлено доказательств невозможности соблюдения требований валютного законодательства и принятия достаточных мер, направленных на своевременное соблюдение норм действующего валютного законодательства.

Исходя из понятия «резидент», закрепленного в под. «в» п.6 ч.1 ст.1 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно которому резидентами являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, все юридические лица обязаны осуществлять валютные операции в соответствии с требованиями валютного законодательства РНФ. При этом исключений для бюджетных учреждений законодательством не установлено.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля университета и препятствующих исполнению им надлежащим образом установленных требований, материалы дела не содержат.

Оценив обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административным органом доказаны факт совершения университетом

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2015 по делу n А55-286/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также