Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015 по делу n А55-15353/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

14 октября 2015 года                                                                                  Дело №А55-15353/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2015 года

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кувшинова В.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,

с участием в судебном заседании:

представителя Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет» - Архиповой О.С. (доверенность от 20.08.2015 № 43),

представителя Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области -  Даниленко Р.А. (доверенность от 06.07.2015),

рассмотрев в открытом судебном заседании 07 октября 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 августа 2015 года по делу  №А55-15353/2015 (судья Гордеева С.Д.), принятое в порядке упрощенного производства,

по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет» (ОГРН 1026301159500, ИНН 6316003560) г.Самара,

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области, г.Самара,

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ: 

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный университет» (далее - заявитель, госуниверситете, СамГУ) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области (далее – административный орган, Росфиннадзор) от 16.06.2015  №36-15/499 о привлечении  к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 45 000 руб. 00 коп. (л.д.2-4).

В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства (л.д.1).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.08.2015 по делу №А55-15353/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.79-82).

В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.87-89).

Административный орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

В судебном заседании представитель госуниверситета поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.

Представитель административного органа отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 15.07.2013 СамГУ (Исполнитель) и Парфенова Евгения Александровна (Заказчик, Потребитель) заключили Договор об оказании платных образовательных услуг № 131003113028 о нижеследующем:

- Исполнитель предоставляет, а Заказчик оплачивает образовательные услуги по получению высшего профессионального образования (раздел 1);

- Стоимость обучения за 2013/2014 учебный год составляет 65 000,00 руб. (п. 6.1);

- Стоимость обучения за последующие курсы обучения ежегодно объявляется приказом ректора (п. 6.3);

- Заказчику предоставляется право осуществлять оплату за весь учебный год единовременно. При переводе денег указывается номер договора и фамилия Потребителя (п. 6.4);

Договор вступает в силу с даты подписания его Сторонами и действует в течение периода предоставления Потребителю образовательных услуг (п. 7.1);

По периодом предоставления образовательных услуг (периодом обучения) понимается промежуток времени с даты издания приказа о зачислении Потребителя в университет до даты издания приказа об окончании университета или отчислений из него (п. 7.2).

Во исполнение Договора об оказании платных образовательных услуг от 15.07.2013 № 13100311302 Парфенова Евгения Александровна (Казахстан) 05.09.2014 внесла денежные средства в сумме 60 000,00 руб. через ОАО «Россельхозбанк» Самарский ф-л на счет ГРКЦ ГУ Банк России по Самарской области в г. Самара № 40501810836012000002, УФК по Самарской области (СамГУ л/с 20426X45550) за образовательные услуги Парфеновой Евгении Александровны, что подтверждается платежным поручением от 05.09.2014 № 326.

В связи с тем, что госуниверситетом нарушены требования части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», выразившееся в осуществлении валютной операции минуя счет в уполномоченном банке, административным органом 28.05.2015 в отношении университета составлен протокол №36-15/499 об административном правонарушении (л.д.61) и вынесено постановление от 16.06.2015 №36-15/499 о назначении госуниверситету административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 45 000 руб. 00 коп. (л.д.8-11, 45-48).

Госуниверситет не согласился с постановлением  административного органа и обратился с заявлением в арбитражный суд.

В обоснование жалобы госуниверситет, ссылается на Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 № 803 «О проведении валютных операций федеральным казначейством», Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе», согласно которым, на казначейство возлагаются полномочия по осуществлению всех видов валютных операций, регулируемых федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», без ограничений, казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, считает, что правомерность рассматриваемой валютной операции была фактически оценена государственным органом - казначейством путем санкционирования.

Госуниверситет обращает внимание на отсутствие в его действиях вредных последствий, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, вреда интересам граждан, имущества, государства, назначенное наказание считает нарушающим общеправовой принцип справедливости, заявляет ходатайство об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ) и считает при этом необходимым учесть то, что является государственным бюджетным учреждением.

Госуниверситет ссылается на принятые им меры, направленные на недопущение повторения сложившейся спорной ситуации: до вынесения оспариваемого постановления, и.о. ректора университета был издан соответствующий приказ от 11.06.2015 № 426-03-131 и утверждена форма договора об образовании на обучение иностранного гражданина по образовательной программе высшего образования на основе полной компенсации затрат, в соответствии с которым, оплата производится в кассу исполнителя.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Согласно положениям Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ):

- использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом является валютной операцией (п.п. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1).

- если иное не предусмотрено Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств (ч. 2 ст. 14).

Пунктом 8 статьи 1 Закона № 173-ФЗ дано понятие уполномоченным банкам, которыми признаются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции с средствами в иностранной валюте.

Абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте РФ по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Согласно статье 78 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» иностранные граждане имеют право на получение высшего образования в Российской Федерации в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг.

Пунктом 1 статьи 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно пункту 2 статьи 779 ГК РФ правила главы 39 ГК РФ применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46,47,49,51,53 ГКРФ.

Учитывая изложенное, договор об оказании платных образовательных услуг является договором возмездного оказания услуг населению, заключенным юридическим лицом -резидентом с физическим лицом - нерезидентом.

Следовательно, юридическое лицо-резидент, принимая от физического лица-нерезидента плату за оказанные платные образовательные услуги в валюте РФ, осуществляет валютные операции, расчеты по которым должны производиться через счета, открытые в уполномоченных банках либо путем внесение в кассу ВУЗа иностранным студентом денежных средств в валюте РФ.

Казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Понятие уполномоченный «банк» определено Федеральным законом от 02.121990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»: банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Из вышеуказанного следует, что органы Федерального казначейства не могут рассматриваться как банк.

Проведение в указанном случае расчетов по договору об оказании платных образовательных услуг через счет в Федеральном казначействе является незаконной валютной операцией, осуществленной с нарушением требований валютного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, СамГУ допустило нарушение требований части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, выразившееся в осуществлении незаконной валютной операции на сумму 60 000,00 руб., чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Факт нарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении.

СамГУ является бюджетным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Оказание платных образовательных услуг осуществляется в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706.

Приказом Министерства образования и науки России от 21.11.2013 № 1267 утверждена форма договора об образовании по программам высшего образования.

Вышеуказанные нормы не содержат обязанности университета по получению денежных средств за образовательные услуги с нерезидентов на счет в уполномоченном банке.

На основании Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 № 803 «О проведении валютных операций федеральным казначейством» на казначейство возлагаются полномочия по осуществлению всех видов валютных операций, регулируемых федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», без ограничений.

Из вышеуказанного следует, что органы Федерального казначейства никоим образом не могут рассматриваться как банк.

В статье 25 Закона 10.12.2003 № 173-ФЗ

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015 по делу n А55-20878/2014. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ)  »
Читайте также