Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 по делу n А55-7406/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕапелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решения арбитражного суда, не вступившего в законную силу 09 октября 2015 года дело № А55-7406/2015 г. Самара Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2015 года Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2015 года Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Деминой Е.Г., судей Карпова В.В., Морозова В.А., при ведении протокола судебного заседания Храмовой О.А., без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале № 2 апелляционную жалобу администрации городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.08.2015 по делу № А55-7406/2015 (судья Гольдштейн Д.К.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания Фьорд" (ОГРН 1027739189983, ИНН 7744001176) к администрации городского округа Самара (ОГРН 1026300967417, ИНН 6315700007), третье лицо: муниципальное предприятие городского округа Самара "Благоустройство" о взыскании 45 998 руб. УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Фьорд" (далее – истец, ООО "Фьорд" ) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к администрации городского округа Самара (далее – ответчик, Администрация ) о взыскании 45 998 руб. в возмещение вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия (далее- ДТП), произошедшего 24.05.2014 в районе дома № 74 по ул. Арцыбушевской в г. Самаре с участием автомобиля Мазда 6 рег. знак Т011ЕР 163, принадлежащего страхователю истца, в связи с наездом на препятствие – выбоину в дорожном покрытии. Решением от 06.08.2015 исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Фьорд" удовлетворены, в его пользу с городского округа Самара за счет казны городского округа Самара в пользу общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Фьорд" взыскано 45 998 руб. убытков, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм законодательства о местном самоуправлении и о дорожной деятельности, что привело к принятию неправильного решения, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования оставить без удовлетворения. По мнению заявителя жалобы ответственность за нарушение ГОСТ Р 50597-93 при содержании дорог несет муниципальное предприятие городского округа Самара "Благоустройство" в соответствии с заключенным муниципальным контрактом от 28.10. 2010 № 68. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил. Истец является страховщиком по договору добровольного страхования средств автотранспорта с гр. Демидовым О.А. (полис от 30.05.2013 серии 06.1 №003550), в том числе по риску "Ущерб" а/м Мазда 6 рег. знак Т011ЕР 163, срок страхования с 30.05.2013 по 29.05.2014. 24.05.2014 в районе дома № 74 по ул. Арцыбушевской в г. Самаре произошло ДТП с участием а/м Мазда 6, рег. знак Т011ЕР 163 в результате наезда автомобиля на препятствие на проезжей части – дорожную выбоину длиной 0,5 метра, шириной 1,0 метр и глубиной 0,15 метра. Обстоятельства данного ДТП подтверждены справкой полка ДПС ГИБДД УМВД России по городу Самаре от 24.05.2014, определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 24.05.2014, актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 24.05.2014. В результате вышеуказанного ДТП автомашине Мазда 6 рег. знак Т011ЕР 163 были причинены технические повреждения. Согласно заключению от 29.05.2014 №2014.05-54164 независимого оценщика (ООО ТК "Технология управления") общая стоимость ремонта (восстановления) транспортного средства составила 45 998 руб. На основании договора страхования. истец выплатил страхователю страховое возмещение в размере 45 998 руб., что подтверждено платежным поручением от 16.09.2014 №3549 и обратился суд с вышеуказанным иском. Согласно части 1 статьи 965 Гражданского кодека Российской Федерации (далее- ГК РФ) если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки (часть 2 статьи 965 ГК РФ). В соответствии с частью 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, при этом согласно части 2 статьи 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, может быть освобождено от возмещения вреда, лишь в случае если докажет, что вред причинен не по его вине. В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. В силу пункта 1 ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" все требования стандарта являются обязательными и распространяются на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов, должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В соответствии с пунктом 14 Основных положений должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и т.п., которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями. По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов. В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу части 2 статьи 12 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон № 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Пунктом 5 части 1 статьи 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период) (далее- Закон № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 5 части 1 статьи 16 Закона №131). В соответствии с пунктом 4 статьи Закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Возражая против удовлетворения заявленных требований ответчик сослался на муниципальный контракт № 186/13 от 28.10.2013 согласно которому обязанность по содержанию спорного участка дороги возложена на МП г.о.Самара "Благоустройство", в связи с чем указанное предприятие является надлежащим ответчиком по делу. Однако упомянутый контракт ответчиком не представлен, что с учетом положений статей 9 и 65 АПК РФ о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле, свидетельствует о недоказанности ответчиком данного обстоятельства. Кроме того, суд правильно указал, что фактическое выполнение МП г.о.Самара "Благоустройство" каких-либо работ по ремонту автомобильных дорог местного значения и элементов их благоустройства на территории городского округа Самара правового значения в рамках настоящего спора не имеет, поскольку не подтверждает факт возложения муниципальным образованием городской округ Самара собственной обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения и элементов их благоустройства на МП г.о.Самара "Благоустройство" в установленном законом порядке. Правовые основания для возложения ответственности по правилам главы 59 ГК РФ на МП г.о. Самара «Благоустройство» отсутствуют, поскольку взаимоотношения сторон по договору подряда (муниципальный контракт № 186/13 от 28.10.2013) являются предметом самостоятельного спора и не входят в предмет доказывания по настоящему иску. Ответственность же титульного владельца автомобильных дорог местного значения за состояние указанных дорог по отношению к потерпевшему является первичной относительно ответственности подрядчика по договору. С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что городской округ Самара является лицом, ответственным за содержание дорог, находящихся в границах г. Самара, следовательно является надлежащим ответчиком по делу. Согласно п.3.1.1 ГОСТ Р50597-93 "покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью". В соответствии с пунктом 3.1.2 ГОСТ Р50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине - 5 см, в то время как согласно материалам дела, ДТП произошло в результате наезда на препятствие – дорожную выбоину на проезжей части длиной 0,5 метра, шириной 1,0 метр и глубиной 0,15 метра. Наличие грубой неосторожности в действиях страхователя истца судом первой инстанции не установлено, в связи с чем. суд первой инстанции правильно указал, что основания для применения статьи 1083 ГК РФ отсутствуют. Оценив в совокупности представленные доказательства и обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что факт причинения ущерба и его размер подтвержден надлежащими письменными доказательствами, обязанность по содержанию автомобильных дорог местного значения на дату ДТП муниципальным образованием не исполнена, за иным лицом не закреплена, причинно-следственная связь между бездействиями городского округа Самара и причиненным истцу ущербом является доказанной, в связи с чем, заявленные требования к администрации городского округа Самара судом первой инстанции правомерно признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере в силу статей 965, 1064, 1079 ГК РФ. Согласно статье 1071 ГК РФ когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Согласно постановлению Пленума ВАС Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного правомочного органа. Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции были исследованы и обоснованно отклонены. Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не приведено. Обжалуемое решение является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно. От уплаты государственной пошлины ответчик освобожден на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 06.08.2015 по делу № А55-7406/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Самара- без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа. Председательствующий Е.Г. Демина Судьи В.В. Карпов В.А. Морозов Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 по делу n А65-22177/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|