Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2015 по делу n А65-8321/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

01 сентября 2015 года                                                                           Дело №А65-8321/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     31 августа 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено      01 сентября 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Холодной С.Т., Рогалевой Е.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,

с участием:

от Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района - не явился, извещен,

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - не явился, извещен,

от предпринимателя Федорова Виталия Сергеевича - не явился, извещен,

от Кузнецовой  Г.Х. - не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании 31 августа 2015 года апелляционную жалобу Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района на решение  Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.06.2015 года по делу №А65-8321/2015 (судья  Кириллов А.Е.)

по заявлению Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Индивидуальному предпринимателю Федорову Виталию Сергеевичу,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора -  Кузнецовой  Г.Х.,

о признании решения и предписания по делу от 04.02.2015 года №06-671/2014 незаконными

УСТАНОВИЛ:

Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан и Индивидуальному предпринимателю Федорову Виталию Сергеевичу о признании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу от 04.02.2015 года №06-671/2014 незаконными (недействительными).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.06.2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.06.2015 года по делу №А65-8321/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.

В судебное заседание представители лиц участвующих в деле не явились, извещены надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, на основании Постановления Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан №2543 от 22.10.2008 года Федорову B.C. был предоставлен земельный участок площадью 301,21 кв.м., с кадастровым номером 16:46:030139:109, расположенный по адресу: г. Альметьевск, кладбище №7, для строительства административно-бытового корпуса в аренду сроком на три года. В соответствии с Постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан №1612 от 17.05.2012 года указанный земельный участок был передан Федорову B.C. в собственность. По признакам нарушения Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан ч. 1 ст. 15 ФЗ Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите  конкуренции),  выразившегося  в предоставлении ИП Федорову в собственность земельного участка с кадастровым номером  16:46:030139:109 на территории общественного  кладбища, что  привело или могло привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,  антимонопольным органом было возбуждено дело № 06-671/2014.

По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом было принято решение  по делу № 06-671/2014 от 4 февраля 2015г., которым Исполнительный  комитет  Альметьевского муниципального района Республики Татарстан признан нарушившим ч. 1  ст. 15  ФЗ  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», тем что допустил продажу в частную собственность территории муниципального кладбища, на которой расположена контора и бытовые помещения, нарушителю также выдано  предписание  по делу № 06-671/2014 от 4 февраля 2015г., которым предписано  принять меры  по  возврату земельного участка  с кадастровым номером 16:46:030139:109 в муниципальную казну.

Не согласившись с принятым решением и предписанием  по делу о нарушении антимонопольного законодательства, заявитель обратился в Арбитражный суд РТ с заявлением о  признании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу от 04.02.2015 года №06-671/2014 незаконными (недействительными).

При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

Обеспечение конкуренции между участниками экономических отнашений является одной из важнейших задач, стоящих перед российским государством. Конкуренция  служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу, поэтому предоставление государственных преференций «своим» компаниям, сворачивает рынок и является серьезным экономическим нарушением.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган в лице своего территориального управления обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и выполняет иные функции.

Исследуя вопрос о соответствии закону оспариваемого Решения и предписания, суд первой инстанции установил, что при разграничении межотраслевых полномочий пунктом 3 ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Например, согласно п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Законом о защите конкуренции, относящимся к комплексным законам, установлены специальные межотраслевые правила проведения любых торгов: ст. 17.1 Закона о защите конкуренции установила, что аренда муниципального и государственного имущества производится по результатам конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Требуя отмены оспариваемого акта, заявитель предполагает, что при некоторых обстоятельствах он имеет право не соблюдать требования закона и не нести негативные последствия в виде юридической ответственности за такие нарушения.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на орган, совершивший оспариваемые действия. Данные обстоятельства и были определены судом первой инстанции как входящие в предмет доказывания по рассматриваемому спору.

Заявитель, оспаривая в судебном порядке ненормативные правовые акты, что само по себе указывает на специфический характер взаимодействия муниципального и федерального органа в соответствии со ст.198 АПК РФ должен был указать:

- какому закону или иному нормативному правовому акту не соответствует оспариваемый акт;

- какие принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, были нарушены, какие обязанности незаконно наложены, какие созданы препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вопреки предписаниям ст.198 АПК РФ Заявитель не представил суду достаточных оснований для удовлетворения требований о признании незаконным акта государственного органа.

В качестве основания для отмены оспариваемого акта государственного органа, орган муниципального управления указывает лишь на свое не согласие с ним, основанное на голословном утверждении о том, что нарушения антимонопольного законодательства отсутствовали.

Несогласие стороны с оспариваемым ненормативным актом не свидетельствует о неправильном применении ответчиком норм материального права или допущенной им ошибке.

В соответствии с ч.1 ст. 34  Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

В компетенцию органов местного самоуправления входят вопросы, касающиеся организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории муниципального образования, что предусмотрено пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее по тексту - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Реализуя свои полномочия в сфере организации ритуальных услуг орган местного самоуправления  должен руководствоваться федеральным законодательством о погребении и похоронном деле.

Из материалов дела следует, что  31.10.2006 г. Федоров B.C. обратился в адрес руководителя Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан с просьбой, в целях улучшения обслуживания населения и содержания в надлежащим порядке кладбища №7, выделить на территории кладбища земельный участок для строительства выставочного зала салона ритуальных услуг и бытовых помещений для рабочих по содержанию кладбищ, площадью 300 кв.м.

28.07.2007г. в газете «Элмэт таннары» было опубликовано информационное сообщение, согласно которому МУ «Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации сообщает, о наличии земельного участка площадью 301,21 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан. г.Альметьевск, кладбище №7, предоставляемого в аренду под строительство административно-бытового корпуса.

На основании обращения Федорова B.C. и в связи с подачей одной заявки Федоровым B.C., Постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан №2543 от 22.08.2008г. был предоставлен Федорову B.C. земельный участок площадью 301,21 кв.м, категория земель - «земли населенных пунктов», кадастровый номер 16:45:030139:109, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Альметьевск, кладбище №7 для строительства административно-бытового корпуса сроком на 3 года.

16.02.2009г. между заявителем и  вторым ответчиком был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности №МС 04-071-0963-АДМ, срок действия договора с 16.02.2009г. по 16.02.2012г.

06.02.2012г. Федоров B.C. обратился в адрес руководителя Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность в связи с окончанием срока договора аренды и ввода в эксплуатацию объекта.

Постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 17.05.2012г. №1612 Федорову B.C. вышеуказанный земельный участок был предоставлен в собственность за плату.

17.05.2012г. между Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и Федоровым B.C. был заключен договор №МС 16-45/072-4514-АДМ купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности.

Вместе с тем, передача в собственность земельного участка на территории кладбища хозяйствующему субъекту противоречит нормам действующего законодательства о защите конкуренции и о погребении и похоронном деле на основании нижеследующего.

Подпунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ установлено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа. При этом из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно части 5 статьи 16 и статье 18 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.

Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта, в том числе предоставление земельных участков на территории кладбищ, указанными законами не предусмотрена.

Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение), так как иначе это нивелировало бы государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину.

Статус территорий кладбищ как общественных мест, на которых каждому гражданину гарантировано место для погребения после

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2015 по делу n А72-213/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также