Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015 по делу n А55-407/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

11 августа 2015 года                                                                             Дело №А55-407/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,

судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Т.В.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель Ворсунов А.Н. по доверенности от 20.04.2015,

от заинтересованного лица – представитель Дмитриенко Е.В. по доверенности № 3 от 12.01.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании 04 августа 2015 года в зале № 6 апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 мая 2015 года, принятое по делу  №А55-407/2015 (судья Харламов А.Ю.)

по иску общества с ограниченной ответственностью «НАП», (ОГРН 1036300892770, ИНН 6319053470), г. Самара,

к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, (ОГРН 1046300456234, ИНН 6315800805), г. Самара,

о признании незаконным отказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в переоформлении договора на аренду участка лесного фонда,

 

УСТАНОВИЛ:

ООО «НАП» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании незаконным отказа Министерства в переоформлении договора на аренду участка лесного фонда (для нужд охотничьего хозяйства) от 24 июля 2002 в соответствии с требованиями действующего Лесного кодекса Российской Федерации, изложенного в Письме Министерства от 30 сентября 2014 года № 2705-02/15647;

обязании устранить допущенные нарушения законодательства, путем переоформления спорного договора в соответствии с требованиями действующего Лесного кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2015 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал апелляционную жалобу по изложенным в жалобе доводам, просил суд апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в отзыве основаниям, просил суд в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 24 июля 2002 между Красноярским лесхозом «арендодатель» и ООО «НАП» «арендатор» был заключен договор на аренду участка лесного фонда (для нужд охотничьего хозяйства), по условиям которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату сроком на 49 лет участок лесного фонда площадью 6 280 000 кв.м в Красноярском лесничестве Красноярского лесхоза для нужд охотничьего хозяйства:

-для организации и проведения охоты;

-в качестве охотничьих угодий;

-для строительства постоянных и временных (контор, баз отдыха, охотничьих избушек, подводка коммуникаций, дорог, путиков), комплекса биотехнических (кормушек, подкормочных площадок, мест для хранения кормов) и охотничьих сооружений (охотничьих вышек, засидок, стационарных ловушек) и так далее);

-для заготовки топлива для обогрева стационарных сооружений и разведении. Костров;

-для разработки кормовых полей, сенокошения, заготовки веников и подваливания деревьев кормовых пород для подкормки животных (л.д. 19-26).

В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 данного договора границы участка, передаваемого в аренду, указаны в Планово-картографических материалах (Приложение № 1 к настоящему Договору (л.д. 27, 28).

Согласно подпунктам 1.3, 1.5, 1.6 пункта 1 договора аренды участок лесного фонда, являющийся предметом настоящего договора, расположен в квартале, соответственно номер: 18, 19, 25, 26, 27, 35, Красноярского лесничества Красноярского лесхоза.

Участок обременен публичным лесным сервитутом – граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде.

Участок лесного фонда зарегистрирован в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АА № 551042 от 24 июня 2002.

Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке (л.д. 32).

Судом установлено, что спорный участок лесного фонда, относящийся к категории – земли лесного фонда поставлен на кадастровый учет, с присвоением ему кадастрового номера – 63:26:0000000:2327, что подтверждается кадастровым паспортом участка от 18 ноября 2014 года № 63-00-102/14-874265 (л.д. 33, 34).

В силу статьи 4 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01 января 2009 года.

Во исполнение требований данной правовой нормы указанного нормативного правового акта истец 15 сентября 2014 обратился к ответчику с заявлением вх.номер 27/16171 о переоформлении спорного договора в соответствии с требованиями действующего Лесного кодекса Российской Федерации (л.д. 50).

Письмом от 30 сентября 2014 года № 2705-02/15647 Министерство отказало в удовлетворении заявления (л.д. 51, 52).

Полагая указанный отказ Министерства неправомерным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявленным иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции  обоснованно указал, что действующее законодательство не содержит указания на то, что заявитель по истечении срока, установленного частью 1 статьи 4 Закона № 201-ФЗ, утрачивает право на приведение договора аренды участка лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом РФ.

Напротив, указанная норма императивно устанавливает обязанность по приведению таких договоров в соответствие с Лесным кодексом РФ.

Из материалов дела следует, что срок действия договора аренды участка лесного фонда от 24.07.2002 заключен на срок – 49 лет, и договор аренды не был приведен в соответствие с Лесным кодексом РФ до 01.01.2009.

Действующим законодательством, в частности Лесным кодексом РФ, Законом №201-ФЗ, не предусмотрено в качестве основания прекращения или расторжения договора аренды участка лесного фонда несоблюдение лесопользователем процедуры приведения такого договора в соответствие с Лесным кодексом РФ.

Таких оснований не предусмотрено и спорным договором аренды участка лесного фонда.

Поскольку спорный договор аренды участка лесного фонда является действующим, так как срок его действия не истек, суд первой инстанции правильно указал, что переоформление договора в рассматриваемом случае не является актом нового предоставления земельного участка, а является лишь юридическим действием по приведению уже действующего договора в соответствии с требованиями нового Лесного кодекса РФ.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд первой1 инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия Министерства противоречат положениям части 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и нарушают права и законные интересы заявителя.

Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 23 марта 2015 по делу № А55-7715/2014, от 07.10.2014 по делу №А55-27961/2013.

Кроме того, в соответствии с Приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 16 июня 2014 года № 229 «О внесении изменений в Приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на территории Самарской области, в новой редакции» от 17 августа 2012 года № 215» (Таблица № 5), действие данной таблицы не распространяется на договоры, заключенные до – 17 августа 2012 года, то есть, до принятия Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Приказа от 17 августа 2012 года № 215.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий:

-несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;

-нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При рассмотрении настоящего дела заявителем подтверждено, что оспариваемый отказ Министерства в переоформлении договора аренды от 24 июля 2002 в соответствии с требованиями действующего Лесного кодекса Российской Федерации нарушает законные права и законные интересы ООО «НАП» как арендатора лесного участка.

В частности, статья 88 Лесного кодекса Российской Федерации обязывает ООО «НАП», как арендатора лесного участка, подготовить проект освоения лесов.

Состав проекта освоения лесов установлен Приказом Федерального агентства лесно­го хозяйства от 29 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и по­рядка его разработки».

Разделом 2 состава проекта освоения лесов и порядка его разработки установлено, что в разделе «Общие сведения» проекта освоения лесов должна содержаться копия дого­вора аренды лесного участка.

При этом для получения ООО «НАП» положительного заключения экспертизы на проект освое­ния лесов, договор аренды должен соответствовать требованиям Лесного кодекса Российской Федерации. Следовательно, без приведения данного гражданско-правового договора в соответствие с положениями действующего Лесного кодекса Российской Федерации заявитель лишен возможности получить положительное заключение на проект освоения лесов, разработанный в отношении арендуемого им лесного участка.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы изучены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое заявителем решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 мая 2015 года, принятое по делу  №А55-407/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,- без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                            Н.Ю. Пышкина

Судьи                                                                                                           Е.М. Балакирева

С.Ш. Романенко

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015 по делу n А55-27081/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также