Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 по делу n А49-2470/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

05 августа 2015 года                                                                                 Дело №А49-2470/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2015 года

В полном объеме постановление изготовлено 05 августа 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 03.08.2015 в помещении суда апелляционную жалобу Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 19.05.2015 по делу №А49-2470/2015 (судья Стрелкова Е.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Согласие» (ИНН 5837046200, ОГРН 1115837000586), г.Пенза, к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, г.Пенза, об оспаривании предписания,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Согласие» (далее – ООО УК «Согласие», общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее – Госжилстройтехинспекция Пензенской области) от 18.02.2015 № ПР-38 (с учетом принятого судом заявления заявленного требования).

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 19.05.2015 по делу №А49-2470/2015 заявленное обществом требование удовлетворено и на Госжилстройтехинспекцию Пензенской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.

В апелляционной жалобе Госжилстройтехинспекция Пензенской области просила отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Госжилстройтехинспекции Пензенской области, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.

ООО УК «Согласие» апелляционную жалобу отклонило по основаниям, приведенным в отзыве.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

ООО УК «Согласие» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1115837000586.

20.01.2015 в Госжилстройтехинспекцию Пензенской области поступило обращение сетевого издания «Информационное агентство «Пенза-пресс» о предоставлении информации, в частности, о правомерности включения в счета потребителей за декабрь 2013 года и за январь 2014 года платы за пробный пуск тепла, осуществленный в октябре 2012 года.

По результатам внеплановой документарной проверки общества, проведенной в связи с поступлением указанного обращения, Госжилстройтехинспекция Пензенской области составила акт от 18.02.2015 № 93/1, в котором указано, что действия ООО УК «Согласие» по доначислению платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 01.10.2012 по 16.10.2012 в платежном документе за декабрь 2014 года не соответствует действующему законодательству.

Материалы указанной проверки послужили основанием для выдачи обществу предписания от 18.02.2015 № ПР-38 об обязании его в срок до 30.04.2015 произвести собственникам (пользователям) помещений многоквартирного дома № 6 по ул. Ворошилова снятие доначисленной платы в платежном документе за декабрь 2014 года за коммунальную услугу по отоплению за период с 01.10.2012 по 16.10.2012.

С учетом положений статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое предписание недействительным.

Постановлением администрации города Пензы от 15.10.2012 № 1260 начало отопительного периода 2012-2013 годов установлено с 16.10.2012.

Постановлением администрации города Пензы от 28.09.2012 № 1201 владельцам источников тепла, теплоснабжающим, жилищно-эксплуатационным предприятиям и организациям рекомендовано приступить к пробному пуску тепла с 01.10.2012.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 22.08.2013 по делу № А49-1555/2013 ресурсоснабжающей организацией с ООО УК «Согласие» взыскана задолженность за потребленную в октябре 2012 года тепловую энергию, в том числе за тепловую энергию, потребленную в результате проведения пробных топок на источниках тепла с подачей теплоносителя в системы теплопотребления общества в период с 01.10.2012 по 16.10.2012.

Постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013 и Федерального арбитражного уда Поволжского округа от 17.02.2014 указанное судебное решение оставлено без изменения. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.05.2014 № ВАС-5836/14 отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора.

Общество, в свою очередь, произвело начисление потребителям в многоквартирном доме № 6 по ул. Ворошилова в г. Пензе платы за коммунальную услугу по отоплению в период пробного пуска тепла с 01.10.2012 по 16.10.2012 в платежном документе за декабрь 2014 года по графе «Изменение стоимости, перерасчет услуг».

Данное начисление Госжилстройтехинспекция Пензенской области в оспариваемом предписании признала нарушением пунктов 5 и 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) указано, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лица, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Частью 2 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах на основании платежных документов, выставляемых, в частности, управляющими организациями.

В соответствии с частью 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 4 Правил № 354 отопление является одним из видов коммунальных услуг и представляет собой подачу по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к эти Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Пунктом 42.1 Правил № 354 предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения № 2 к этим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги, общей площади помещения и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 5 Правил № 354 указано, что если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутренние инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный сезон в сроки, установленные уполномоченным органом.

Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что потребители тепловой энергии (собственники и наниматели помещений в многоквартирном жилом доме или в жилом доме) обязаны внести плату за отопление (оплатить количество потребленной тепловой энергии) управляющей организации в составе коммунальных платежей.

При этом законами и иными нормативными правовыми актами не предусмотрено, что плата за отопление взимается с потребителей только за период отопительного периода.

Пункт 5 Правил № 354 регулирует начало и окончание отопительного периода, но не содержит запрета на взыскание коммунальных платежей (платы за отопление) за пределами отопительного периода в случае фактической подачи потребителям этого коммунального ресурса.

В соответствии с пунктом 6.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго России 12.09.1995 № Вк-4936 и действовавших в период доначисления обществом платы за коммунальную услугу по отоплению), перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт.

Согласно пунктам 11.1, 11.2 и 11.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей в установленные сроки выполняется комплекс соответствующих мероприятий, направленных на устранение нарушений в работе тепловых энергоустановок.

В силу части 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами. Теплоснабжающие организации, кроме того, обязаны обеспечивать бесперебойную работу объектов теплоснабжения и надежное теплоснабжение потребителей.

В соответствии с частью 6 статьи 20 Закона о теплоснабжении проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленную тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учёта тепловой энергии (теплоносителя).

По смыслу вышеприведенных правовых норм потребители обязаны провести совместно с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией испытания своих тепловых сетей на расчетную температуру теплоносителя, на определение тепловых и гидравлических потерь и наличие потенциала блуждающих токов, выполнить опрессовку на прочность и плотность водяных систем теплопотребления и т.д.

Судом первой инстанции верно указано, что поскольку теплоснабжающая организация обязана провести проверку готовности к отопительному периоду путем пробной подачи тепловой энергии, потребитель обязан оплатить потребленную тепловую энергию. Собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме стоимость потребленной тепловой энергии оплачивается в форме коммунальных платежей (плата за отопление).

Незаключение ООО УК «Согласие» договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, в пользу которой с общества решением Арбитражного суда Пензенской области от 22.08.2013 по делу № А49-1555/2013 взыскана задолженность, образовавшаяся в результате пробного пуска тепла в октябре 2012 года, не является обстоятельством, свидетельствующим о незаконности начисления потребителям платы за коммунальную услугу по отоплению в период пробного пуска тепла с 01.10.2012 по 16.10.2012 в платежном документе за декабрь 2014 года.

Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 07.04.2015 по делу № 2- 1438/15 установлено, что затраты на пробные топки не учитывались при установлении тарифов на 2012 год.

Хотя данное решение и не является преюдициально значимым для настоящего дела, суд первой инстанции в соответствии со статьей 75 АПК РФ обоснованно принял его в качестве письменного доказательства.

Суд первой инстанции также учел, что Госжилстройтехинспекцией Пензенской области не установлено нарушение обществом порядка исчисления размера спорных платежей, установленного пунктом 42.1 и формулой 2 приложения № 2 Правил № 354.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.

Доводы, приведенные Госжилстройтехинспекцией Пензенской области в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 19 мая 2015 года по делу №А49-2470/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                               В.С. Семушкин

Судьи                                                                                                              И.С. Драгоценнова

А.А. Юдкин

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 по делу n А65-8278/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также