Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 по делу n А65-583/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

22 июля 2015 года                                                                                       Дело А65-583/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     20 июля 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено      22 июля 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,

при участии:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан – представителя Ахтямовой Н.С. (доверенность № 2.4-18/002929 от 11.03.2015),

от Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 19 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан – представителя Елина А.И. (доверенность № 79/91 от 06.01.2015),

от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан – представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 мая 2015 года по делу № А65-583/2015 (судья Абульханова Г.Ф.),

по заявлению федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 19 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, г. Казань,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан, г. Казань,

об отмене решения от 26.11.2014 № 6739 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления неуплаченных сумм налога на прибыль в размере 245 208 руб.; в части доначисления суммы ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль на 4 квартал 2012 г. и 1 квартал 2013 г. в размере 920398 руб.; об обязании внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета

и встречному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4, г. Казань,

к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 19 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан»,

при участии третьего лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,

о взыскании задолженности по налогу на прибыль за 9 месяцев 2012 в размере 231 480 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан» (далее – заявитель, учреждение, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд РТ с заявлением, уточненным и принятым судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Татарстан, о признании незаконным решения от 26.11.2014 № 6739 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления неуплаченных сумм налога на прибыль в размере 245 208 руб.; в части доначисления суммы ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль на 4 квартал 2012 г. и 1 квартал 2013 г. в размере 920 398 руб.; об обязании внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

В свою очередь, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 обратилось со встречным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан» о взыскании задолженности по налогу на прибыль за 9 месяцев 2012г. в размере 231 480 руб.

Определением Арбитражного суда Республике Татарстан от 27 апреля 2015 года встречные требования налогового органа приняты и заявление назначено к рассмотрению совместно с первоначальным делом.

В порядке ст.51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан (далее - третье лицо).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 мая 2015 года заявление удовлетворено, решение Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Татарстан от 26.11.2014 № 6739 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано незаконным в части: доначисления суммы налога на прибыль, излишне начисленных в бюджет, в размере 245 208 руб.; доначисления суммы ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль за 4 квартал 2012 года и 1 квартал 2013 года в размере 920 398 руб., как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации. Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Татарстан вменено в обязанность устранить нарушения прав и законных интересов Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан». В удовлетворении встречного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе Инспекция  просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 мая 2015 года по делу № А65-583/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.

В материалы дела поступил отзыв учреждения на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 мая 2015 года по делу № А65-583/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Инспекции апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.

Представитель учреждения в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд оставить без изменения решение арбитражного суда первой инстанции.

Представитель третьего лица –Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, Управление извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания апелляционного суда.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2012 года. 

По результатам проверки налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки № 6447 от 09.10.2014, по результатам которого принято решение № 6739 от 26.11.2014 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным решением налогоплательщику доначислены неуплаченные суммы налога на прибыль в размере 245208 руб., доначислены суммы ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль на 4 квартал 2012 года и 1 квартал 2013 года в размере 920398 рублей.

Учреждение, на основании статей 137,138 НК РФ, обжаловало указанное решение в вышестоящий налоговый орган, путем подачи апелляционной жалобы. Решением Управления ФНС России по РТ от 23.12.2014 № 2.14-0-18/031115@ решение инспекции оставлено без изменений.

Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Основанием для вынесения оспариваемого решения явился вывод налогового органа о необоснованном исключении учреждением из состава доходов, подлежащих налогообложению, доходы, полученные от продажи товаров (работ, услуг), произведенных (оказанных) осужденными, привлеченными к труду, что привело к занижению доходов от реализации.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что деятельность учреждения, приносящая доход, осуществляется им в соответствии с целями создания и доходы, полученные от привлечения осужденных, подпадают под действие подпункта 33.1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации. 

Возражая против заявленных требований, налоговый орган указывает, что реализация продукции, выпускаемая казенными учреждениями ФСИН России, не может рассматриваться в качестве государственной функции и, следовательно, не является государственной (муниципальной) услугой, работой, а также иной государственной (муниципальной) функцией, в связи с чем доходы, полученные от реализации продукции, учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке и положения подпункта 33 пункта 1 статьи 251 НК РФ не применяются.

В дополнении к отзыву, также налоговым органом указано, что осуществляя приносящую доход деятельность, учреждение заключает контракты от своего имени, а не от имени Российской Федерации, оплата по контрактам производится не за счет бюджетных средств, а за счет средств заказчика, в связи с чем в данных случаях имеет место гражданско-правовой договор, доходы по которому подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

  Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

Из материалов дела, в том числе из оспариваемого решения Инспекции, следует, что  продукция получена исключительно за счет привлечения осужденных к труду. Данный факт не оспаривается налоговым органом и подтверждается учреждением.

В соответствии со статьей 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) объектом налогообложения признается полученная налогоплательщиком прибыль, которая определяется как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В силу подпункта 14 пункта 1 стати 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.

Согласно пункту 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Данная правовая норма введена Федеральным законом от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»  (далее - №83 – ФЗ) и действует с 01.01.2011.

Доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду являются доходами федерального бюджета, порядок отражения которых установлен Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», а также приказом Министерства финансов Российской Федерации 21.07.2010 № 73н, утвердившего Порядок отражения на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в территориальных органах Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, операций по финансовому обеспечению осуществления функций указанных учреждений, источником которого являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности (далее – Порядок).

Согласно пункту 8 Порядка операции по использованию дополнительного источника бюджетного финансирования осуществляются учреждением, исполняющим наказания, в пределах доведенных ему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 по делу n А65-29836/2014. Отменить решение, Утвердить мировое соглашение, Прекратить производство по делу (ст.139, 269 АПК)  »
Читайте также