Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 по делу n А55-416/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

01 июля 2015 года                                                                                       Дело №А55-416/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года

Постановление  в полном объеме изготовлено 01 июля 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29.06.2015 в помещении суда апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «Карла Маркса, 39» на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.03.2015 по делу №А55-416/2015 (судья Мешкова О.В.), принятое по заявлению товарищества собственников жилья «Карла Маркса, 39» (ИНН 6311088136, ОГРН 1066311046295), г.Самара, к Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, г.Самара, Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары, г.Самара, об оспаривании решений,

в судебном заседании приняли участие:

от УФНС России по Самарской области – Исаев И.М. (доверенность от 11.11.2014 №12-22/0040),

от ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары – Данилов М.А. (доверенность от 14.01.2015 №02-10/00130),

представитель ТСЖ «Карла Маркса, 39» не явился, извещено надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

товарищество собственников жилья «Карла Маркса, 39» (далее - ТСЖ «Карла Маркса, 39», товарищество) обратилось  в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары (далее - налоговый орган) от 17.10.2014 №15395 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - Управление) от 23.12.2014 №03-15/31782 по апелляционной жалобе.  

Решением от 31.03.2015 по делу №А55-416/2015 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявленных требований отказал.

ТСЖ «Карла Маркса, 39» в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.

Налоговые органы апелляционную жалобу отклонили по мотивам, изложенным в отзывах на нее.

На основании ст.ст.156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя ТСЖ «Карла Маркса, 39», извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

В судебном заседании представители налоговых органов апелляционную жалобу отклонили, просили оставить обжалованный судебный акт без изменения.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзывах, в выступлении представителей налоговых органов в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта.

Как видно из материалов дела, ТСЖ «Карла Маркса, 39» посредством услуг почтовой связи направило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС, налог) за 2 квартал 2014 года на бумажном носителе.

Посчитав, что в данном случае нарушен п.5 ст.174 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налоговый орган принял решение от 17.10.2014 №15395, которым привлек товарищество к ответственности по п.1 ст.119.1 НК РФ в виде штрафа в сумме 200 руб.

Решением от 23.12.2014 №03-15/31782 Управление оставило решение налогового органа без изменения.

Не согласившись с решениями налоговых органов, ТСЖ «Карла Маркса, 39» обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, обоснованно исходил из следующего.

ТСЖ «Карла Маркса, 39» зарегистрировано в качестве юридического лица, применяет общую систему налогообложения и в силу ст.11 и п.1 ст.143 НК РФ является налогоплательщиком НДС.

Согласно ст.ст.23 и 80 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляется по каждому налогу, подлежащему уплате данным налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (ст.80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах (п.7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 №71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Довод товарищества, со ссылкой на Постановление Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 №57 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов», суд первой инстанции обоснованно отклонил,  поскольку в этом постановлении даны разъяснения норм налогового законодательства о налогообложении НДС услуг, связанных с эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах (в том числе коммунальных услуг), действовавших на момент принятия данного постановления, в частности, положений ст.149 НК РФ во взаимосвязи с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), прямо предусматривавших освобождение от обложения НДС только услуг по предоставлению в пользование жилых помещений.

Так, ВАС РФ указал, что товарищества собственников жилья не уплачивают НДС по операциям, связанным с предоставлением коммунальных услуг и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества дома.

Согласно ч.1 ст.135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

На основании п.1 ч.1 ст.137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.

В силу п.4 ч.1 ст.137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.

В рамках рассматриваемых правоотношений товарищество не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов граждан - членов ТСЖ. Поэтому ТСЖ, заключая договоры на оказание соответствующих услуг, эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры с соответствующими специалистами выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах своих членов.

Между тем после принятия постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 №57 в НК РФ были внесены изменения, в том числе в ст.ст.80, 143, 149, 174 НК РФ.

С 01.01.2010 вопрос о налогообложении операций, связанных с предоставлением ТСЖ коммунальных услуг и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества дома, а также представлением налоговых деклараций по НДС и форме ее представления прямо урегулирован НК РФ.

Федеральным законом от 28.11.2009 №287-ФЗ п.3 ст.149 НК РФ (операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) на территории Российской Федерации) дополнен пп.29 и 30: реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций; реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

При этом, операции не подлежат налогообложению только при соблюдении условий, установленных в этой статье. П.5 ст.149 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика отказаться от освобождения операций от налогообложения.

Как верно указал суд первой инстанции, освобождение перечисленных в пп.29 и 30 п.3 ст.149 НК ПФ операций от налогообложения отвечает определению «налоговая льгота», данному в п.1 ст.56 НК РФ, с учетом толкования, содержащегося в п.14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 №33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость». Освобождение от налогообложения НДС имеет своей целью предоставление определенной категории лиц (в данном случае ТСЖ) преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, но не относящимися к категориям налогоплательщиков, перечисленным в пп.29 и 30 п.3 ст.149 НК РФ.

В ст.143 НК РФ товарищества собственников жилья не поименованы среди организаций, не являющихся плательщиками НДС.

На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ТСЖ «Карла Маркса, 39» является налогоплательщиком НДС, а предусмотренное НК РФ освобождение от налогообложения распространяется не на все осуществляемые данной категорией налогоплательщиков операции, а лишь на те, которые перечислены в ст.149 НК РФ и в отношении которых соблюдены установленные этой статьей условия.

В соответствии со ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Согласно ст.54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (п.1 ст.80 НК РФ).

Подавая налоговую декларацию по НДС, ТСЖ «Карла Маркса, 39» самостоятельно исчисляет сумму налога и на основании п.1 ст.80 НК РФ вправе заявить льготы, в том числе предусмотренные ст.149 НК РФ.

Как уже указано, товарищество самостоятельно составило и направило в налоговый орган налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2014 года.

Федеральным законом от 28.06.2013 №134-ФЗ внесены изменения в п.3 ст.80 НК РФ, согласно которым налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, в том числе налогоплательщиками, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу. Таким налогом является НДС.

Согласно п.5 ст.174 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28.06.2013 №134-ФЗ) с 01.01.2014 налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п.5 ст.173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.

До внесения изменений в ст.174 НК РФ обязанность представлять декларации в электронной форме отсутствовала.

Абз.2 п.5 ст.174 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также условия и порядок освобождения установлены ст.145 НК РФ.

Доказательств освобождения ТСЖ «Карла Маркса, 39» от обязанностей налогоплательщика НДС в порядке ст.145 НК РФ суду не представлено.

Таким образом, с 01.01.2014 ТСЖ «Карла Маркса, 39» являясь налогоплательщиком НДС, обязано представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме.

В соответствии со ст.119.1 НК РФ несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.

Поскольку ТСЖ «Карла Маркса, 39» в нарушение п.5 ст.174 НК РФ представило в налоговый орган налоговую

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 по делу n А55-244/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также