Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 по делу n А65-26565/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070 г. Самара, ул. Аэродромная 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

1 июля 2015 года                                                                       Дело № А65-26565/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления оглашена 25 июня 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 1 июля 2015 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Балашевой В.Т.,

судей Морозова В.А., Кузнецова С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Степаненко О.В.,

с участием представителя истца Осиповой И.А., доверенность № НЮ - 46/127 от 20.05.2013;

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 июня 2015 года апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Камский металлургический комбинат «ТЭМПО» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 6 апреля 2015 года по делу №А65-26565/2014 (судья Савельева А.Г.),

по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги», (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727), г. Москва, к закрытому акционерному обществу «Камский металлургический комбинат «ТЭМПО», (ОГРН 1121650004365, ИНН 1650239253), Тукаевский район, Малошильнинское сельское поселение, о взыскании 974 668 руб. 40 коп. неосновательного обогащения,

третье лицо: Приволжского таможенного управления «Татарстанская таможня»,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «Камский металлургический комбинат «ТЭМПО» (далее – комбинат, ответчик) о взыскании 974 668 руб. 40 коп. неосновательного обогащения (с учетом принятого судом уменьшения размера исковых требований).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмет спора, привлечена Татарстанская таможня Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее –  третье лицо).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 6 апреля 2015 года по делу №А65-26565/2014 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Доводы заявителя жалобы мотивированы неправильным применением норм материального права.

Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

На основании статей 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции принял определение о рассмотрении дела в отсутствие ответчика и третьего лица.

Выслушав объяснения представителя истца, просившего оставить решение суда без изменения, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.

25.10.2013 между обществом (исполнитель) и комбинатом (заказчик) заключен договор организации перевозок грузов № 7П/745 (далее – договор), регулирующий взаимоотношения сторон по организации перевозок грузов, расчетов по оказанию дополнительных, информационных и транспортно-экспедиционных работ и услуг, связанных с перевозкой грузов на станциях, входящих в компетенцию филиала исполнителя – Куйбышевской железной дороги.

Перевозка грузов осуществляется на основании согласованных заявок на перевозку грузов формы ГУ-12, предусмотренных УЖТ РФ (пункт 2.2. договора).

Согласно пункту 2.3. договора перечень оказываемых исполнителем дополнительных, информационных и транспортно-экспедиционных работ и услуг (далее – дополнительные услуги) и стоимость определяется сторонами в Приложениях № 2 и № 3 к настоящему договору, являющимися его неотъемлемой частью.

В пункте 13 Приложения № 2 к договору стороны согласовали стоимость услуг исполнителя по хранению грузов и транспортных средств на СВХ и в ЗТК, расположенных в местах общего пользования железнодорожных станций.

Как следует из материалов дела, 09.01.2014 письмом исх. № 02/28 и 13.01.2014 письмом исх. №07/202 ответчик обратился к истцу с просьбой об открытии временной зоны таможенного контроля (т.2, л.д. 73-74).

13.01.2014 истец подал начальнику Набережночелнинского таможенного поста Татарстанской таможни заявление об открытии временной зоны таможенного контроля на 28 пути станции Круглое Поле (т.2, л.д. 76).

В соответствии с распоряжением начальника Набережночелнинского таможенного поста от 28.01.2014 №2-р на станции Круглое Поле была создана Временная зона таможенного контроля (далее - ВЗТК), срок действия с 28.01.2014 по 31.03.2014 (т.2, л.д. 82-83).

30.01.2014  истцом было получено разрешение на временное хранение товаров в ВЗТК на ст. Круглое Поле.

В последующем 11.03.2014 ответчик письмом исх. №108/2793 обратился к начальнику станции Круглое Поле с просьбой о продлении срока действия ВЗТК (т.2, л.д. 75).

28.03.2014  распоряжением начальника Набережночелнинского таможенного поста № 9-р по запросу истца срок действия ВЗТК был продлен с 01.04.2014 по 30.04.2014 (т.2, л.д. 77, 85).

31.03.2014  истцом было получено разрешение на временное хранение товаров на период действия ВЗТК (78-79).

В обоснование исковых требований истец сослался на то, что в марте – апреле 2014 года  после завершения процедуры таможенного транзита в ВЗТК, истцом было помещено на временное хранение  59 вагонов, прибывших в адрес ответчика (т. 3, л.д. 3-6).

Поскольку ответчиком не было представлено заявок на осуществление хранения согласно пункту 3.1.6 договора,  истец полагает время нахождения вагонов ответчика в указанной зоне сверх установленного времени его неосновательным обогащением.

Претензия об оплате спорной суммы была оставлена заказчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из следующего.

Глава 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) регулирует обязательства вследствие неосновательного обогащения.

В силу пункта 1 статьи 1102 Кодекса лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 Кодекса).

В соответствии со статьей 225 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – Таможенный кодекс) таможенная процедура таможенного транзита завершается после прибытия товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления. В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля. Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы. Таможенный орган назначения оформляет завершение таможенной процедуры таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации подачи транзитной декларации. В течение 3 (трех) часов (в отношении товаров перевозимых железнодорожным транспортом - 12 часов) после завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой.

Из анализа статьи 225 Таможенного кодекса в целом следует, что обязанность по завершению процедуры таможенного транзита возложена именно на перевозчика. Данная обязанность основана на требованиях закона и не связана с проявлением таможенным органом какой-либо инициативы или дачи им указания.

Согласно статье 169 Таможенного кодекса для помещения товаров на временное хранение перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).

Товары считаются на временном хранении со дня регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение. Временное хранение товаров осуществляется во временной зоне таможенного контроля.

В статье 22 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее – Устав), предусмотрено, что  расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование принадлежащими перевозчику вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.

В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", разъяснено, что предъявляя иск о взыскании с грузоотправителя (грузополучателя) расходов, указанных статьей 22 Устава, и платы за пользование вагонами, контейнерами, перевозчик должен представить доказательства, подтверждающие размер понесенных расходов, время задержки вагонов, контейнеров, вызванной проведением работ, перечисленных в данной статье, а также доказательства, подтверждающие факт выдачи указаний таможенными либо иными органами государственного контроля (надзора).

Порядок помещения товаров на временное хранение регламентирован нормами  Таможенного кодекса, Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Приказом ФТС от 29.12.2012 N 2688 "Об утверждении порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на складе временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах" (далее - Порядок).

Согласно части 8 статьи 237 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" N 311 ФЗ от 27.11.2010 перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение в течение трех часов в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, в течение 12 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

Местом временного хранения являются железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств (пункт 8 части 1  статьи 198  Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

В силу части 2 статьи 198 Федерального закона от 27.11.2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" место временного хранения товаров является постоянной или временной зоной таможенного контроля, создаваемой в соответствии со статьей 163 настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза) товары должны быть размещены в зоне таможенного контроля (прилегающей территории склада временного хранения (СВХ), созданной в месте завершения таможенной процедуры таможенного транзита (месте прибытия товаров).

Перевозчик или иное заинтересованное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представители (далее - уполномоченное лицо) обязаны поместить товары на временное хранение, если с товарами не совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному посту в месте прибытия), (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, - 12 часов).

Обязанность представления отчетности о товарах, находящихся на хранении, возникает у перевозчика непосредственно при осуществлении временного хранения товаров.

По всем вагонам, находящимся на хранении в ВЗТК, перевозчик предоставляет в таможенный орган отчеты формы ДО-1, ДО-2 (пункт 32 Порядка).

Из представленных истцом документов - машинопечатной формы книги уведомления о прибытии грузов следует, что ответчик был уведомлен истцом о прибытии грузов (т.3, л.д.7-13).

Передача товаров на хранение подтверждается представленными истцом заявлениями о получении разрешения на временное хранение товаров, отчётами о принятии товаров на хранение с указанием номера и даты разрешения о принятии на хранение, а факт завершения процедуры таможенного транзита – Подтверждениями о прибытии транспортного средства  с отметками таможенного органа (т.3, л.д.14-85).

Общее время хранения вагонов в зоне таможенного контроля подтверждено актами общей формы.

Ответчик в спорных перевозках являлся грузополучателем, что следует из оригиналов транспортных железнодорожных накладных, следовательно, обязан внести плату за нахождение спорных вагонов в зоне таможенного контроля до завершения процедуры таможенного транзита в месте доставки груза грузополучателю.

Принимая во внимание документальное подтверждение истцом факта прибытия грузов, уведомления об этом ответчика, истечение установленного 12-часового времени после завершения процедуры

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 по делу n А72-16636/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также