Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 по делу n А72-2531/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]. ПОСТАНОВЛЕНИЕапелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решения арбитражного суда, не вступившего в законную силу 25 июня 2015 г. Дело № А72-2531/2015 г. Самара Резолютивная часть постановления объявлена: 24 июня 2015 г. Постановление в полном объеме изготовлено: 25 июня 2015 г. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В., судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А., с участием: от заявителя – извещен, не явился, от ответчика – извещен, не явился, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 апреля 2015 г. по делу № А72-2531/2015 (судья Коннова О.В.), по заявлению открытого акционерного общества «Ульяновский автомобильный завод» (ИНН 7300000029, ОГРН 1027301486343), г. Ульяновск, к Государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Ульяновск, о признании незаконным решения, УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество «Ульяновский автомобильный завод» (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ответчик) о признании незаконным решения № 58 от 10.02.2015г. в части доначисления страховых взносов в размере 63 031, 8 руб., штрафов в размере 12 246, 35 руб., пени в размере 4 390, 98 руб. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15 апреля 2015 г. по делу № А72-2531/2015 заявленные требования удовлетворены полностью. Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела. Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что Фондом в отношении ОАО «УАЗ» была проведена выездная проверка правильности начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2013 г., результаты которой отражены в акте проверки от 26.12.2014 № 865 н/с. В частности, в ходе проверки было установлено, что в нарушение Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ) Обществом занижена облагаемая база для начисления страховых взносов в результате невключения в нее среднего заработка, начисленного за дополнительные выходные дни, предоставляемые по уходу за детьми-инвалидами, а также частичной оплаты путевок для работников на базу отдыха «Сосновый бор-2». Решением Фонда от 10.02.2015 № 58 Обществу предложено уплатить оспариваемые суммы страховых взносов, пени, штрафа. Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний урегулированы Законом № 125-ФЗ. По мнению Фонда, вышеуказанные выплаты произведены Обществом своим работникам в рамках трудовых отношений и являются объектом обложения страховыми взносами в соответствии с п.1 ст.20.1 Закона № 125-ФЗ. Между тем указанные выводы Фонда являются ошибочными. В силу пунктов 1, 2 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона. Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. В соответствии со статьей 129 Кодекса заработная плата (оплата труда работника) -это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Таким образом, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашении между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения. Данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» средства этого Фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения. Пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу пункта 1 статьи 217 НК РФ обложению налогом на доходы физических лиц не подлежит, что исключает начисление пеней и штрафа. Данная правовая позиция сформирована в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 1798/10 по делу №А71-3574/2009-А31. Доводы Фонда о том, что дополнительные выходные дни гарантируются родителям трудовым законодательством и предоставляются только тем родителям, которые находятся в трудовых отношениях с организациями; неработающие родители права на такие выходные дни не имеют; оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка, то есть зависит от заработной платы родителя, не принимаются. Перечисленные обстоятельства не свидетельствуют о том, что спорные выплаты связаны с выполнением трудовых функций и оплатой труда. Ссылка Фонда на то, что дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, предусмотренные ТК РФ, в соответствии с действующим законодательством к государственным пособиям и перечисленным в статьей 8 Федерального закона № 165-ФЗ видам обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не относятся, не обоснована. Само по себе отсутствие в статье 8 Федерального закона № 165-ФЗ спорных выплат и их не отнесение к государственным пособиям не исключает характер государственной поддержки данных выплат. Довод Фонда о том, что в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 1798/10 по делу №А71 -3574/2009-А31 рассматривался вопрос об обложении налогом на доходы физических лиц оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, а не начисления страховых взносов ФСС РФ, подлежит отклонению, так как в данном постановлении Президиум ВАС РФ изложил правовую позицию именно в части определения правовой природы указанной выплаты. При этом не имеет значения, для каких целей: обложения этих выплат НДФЛ или начисления на них страховых взносов в государственный внебюджетный фонд. Ссылка Фонда на Федеральный закон от 29.12.2014 № 468-ФЗ судом не принимается, поскольку начало действия данного документа - 01.01.2015, спорные правоотношения возникли до указанной даты. Что касается частичной компенсации стоимости санаторно-курортных путевок работникам Общества, то данные выплаты, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы относятся к выплатам социального характера, и не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Данные выплаты являются единовременными, носят социальный характер и не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются вознаграждением или элементами труда. Таким образом, суммы частичной оплаты работникам стоимости санаторно-курортных путевок не являются объектом для начисления страховых взносов. Данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2013 № ВАС- 17744/12 и в постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу № А72-11923/2014, от 01.04.2015 по делу № А72-11924/2014, от 03.04.2015 по делу № А72-12436/2014. В связи с этим у Фонда отсутствовали правовые основания для принятия в отношении ОАО «УАЗ» решения № 58 от 10.02.2015 в оспариваемой части, соответственно заявленные требования подлежат удовлетворению. В силу части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 апреля 2015 г. по делу № А72-2531/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции. Председательствующий В.В. Кузнецов Судьи А.Б. Корнилов В.Е. Кувшинов Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 по делу n А49-13070/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|