Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу n А65-29920/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

18 июня 2015 г.                                                                                Дело №  А65-29920/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 17 июня 2015 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 18 июня 2015 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,

судей Корнилова А.Б., Холодная С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,

с участием:

от заявителя  –  извещен, не явился,

от ответчика – извещен, не явился,

от третьего лица – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 апреля 2015 года по делу № А65-29920/2014 (судья Насыров А.Р.),

по заявлению частного охранного предприятия «ГРОМ» (ОГРН 1101651002067), Республика Татарстан, г.Нижнекамск,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Нижнекамск,

третье лицо: Емельянов Владимир Григорьевич, исполняющий обязанности ликвидатора муниципального унитарного предприятия «Камские Поляны», Республика Татарстан, Нижнекамский район, п.г.т. Камские Поляны,

о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие «ГРОМ» (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 11 по Республике Татарстан (далее ответчик, регистрирующий орган) о признании решения от 30.10.2013 г. о регистрации ликвидации МУП «Камские Поляны» содержащиеся в сведениях в Едином государственном реестре юридических лиц относительно МУП «Камские Поляны» недействительным.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 апреля 2015 года по делу № А65-29920/2014 заявленное требование удовлетворено.

Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.

Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о  времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 22.12.2009 г. Арбитражный суд Республики Татарстан по делу А65-30067/2009  взыскал с МУП «Камские Поляны» ООО ЧОП «НСБ» сумму долга в размере 313 311, 83 руб.

31.01.2013 г. судебный пристав-исполнитель Нижнекамского отдела УФССП по Республики Татарстан возбудил исполнительское производство  № 4392/13/41/16 в отношение должника МУП «Камские Поляны».

01.02.2013 г. ООО ЧОП «НСБ» переступило права требования долга ООО ЧОП «ГРОМ».

14.02.2014 г. судебный пристав-исполнитель вынес постановление о замены стороны исполнительного производства ее правопреемником с ООО ЧОП «НСБ» на ООО ЧОП «ГРОМ».

Определением Арбитражного  суда  Республики Татарстан от 01.11.2013  г.  в заявлении о процессуальном правопреемстве ООО Частное охранное предприятие «Гром» в рамках дела № А65-30067/2009 было отказано.

Постановлением Одиннадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 03.02.2014 г. вышеуказанное определение о процессуальном правопреемстве было отменено,  заявление ООО  ЧОП «ГРОМ» о процессуальном правопреемстве в рамках № А65-30067/2009 удовлетворено.

12.11.2014 г. из полученного письма Нижнекамского отдела УФССП по Республике Татарстан заявителю  стало известно что в отношении МУП «Камские Поляны» внесена запись в ЕГРЮЛ об исключении реестра в связи с ликвидацией.

06.11.2014 г. судебный пристав исполнитель вынес постановление о прекращение исполнительного производства.

30.10.2013 г. ИФНС России № 11 по г. Нижнекамска на основании заявления директора МУП «Камские Поляны» Емельянова Владимира Григорьевича в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись об исключение из ЕГРЮЛ МУП «Камские Поляны» в связи с его ликвидацией.

Порядок ликвидации юридических лиц установлен ст. 61 - 64 ГК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Пунктами 1. 2 ст. 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.

Согласно ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Пунктом 4 ст. 63 ГК РФ предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Как следует из материалов дела, на момент подачи заявления о государственной регистрации юридического лица, в связи с его ликвидацией у МУП «Камские Поляны» имелись неисполненные обязательства перед ООО ЧОП «Гром».

В нарушение требований ст. 63 ГК РФ ликвидатор письменно не уведомил кредитора о ликвидации МУП «Камские Поляны», не исполнил долговые обязательства перед ООО ЧОП «Гром».

На государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица ликвидатором МУП «Камские Поляны» Емельяновым В.Г. был представлен ликвидационный баланс, не содержащий сведений о наличии кредиторской задолженности перед заявителем.

Нормы действующего законодательства не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствия у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию требованиям, установленным нормативными актами.

В соответствии с п.п. «а» и «б» п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.

Вместе с тем сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.

Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.             В связи с этим представление ликвидационного баланса, не отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании п.п. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Принимая во внимание вышеизложенное, установив, что при ликвидации МУП «Камские Поляны» установленный ст. 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица был нарушен и для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимые документы в регистрирующий орган не представлены, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что права и законные интересы кредитора - общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие «ГРОМ» были нарушены.

Довод  налогового органа о том, что порядок государственной регистрации ликвидации МУП «Камские Поляны» соблюден, поскольку на государственную регистрацию ликвидатором представлен полный пакет документов, установленный Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее -  Закон о регистрации), а у налогового органа отсутствует обязанность проверять достоверность представленных на государственную регистрацию документов, обоснованно отклонен судом первой инстанции.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о регистрации в Российской Федерации ведется государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами в соответствии со ст.ст. 13, 14 Федерального закона об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации).

Принцип достоверности информации отнесен п. 6. ст. 3 Закона об информации к основополагающим принципам правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и о защите информации и, более того, в соответствии с п. 9 ст. 14 Закона об информации государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации, согласно ч. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, а также в соответствии с п. 5.5.6. Положения ведет в установленном порядке Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 13.10.2011 г. № 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

Таким образом, сведения, содержащиеся в представляемых на государственную регистрацию документах, должны отвечать принципу достоверности и, как следствие, обеспечение внесения достоверных и актуальных сведений в ЕГРЮЛ является обязанностью Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Предоставление ликвидационного баланса с искаженной информацией относительно кредиторской задолженности ликвидируемого юридического лица является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица, в соответствии с п.п. «а» ч. 1 ст. 23 Закона о регистрации, как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.

Незаконная ликвидация МУП «Камские Поляны», и его последующее исключение из ЕГРЮЛ исключает возможность для его кредитора ООО ЧОП «Гром» рассчитывать на погашение соответствующей задолженности, тем самым нарушая имущественные права и законные интересы ООО ЧОП «Гром», как кредитора в сфере предпринимательской деятельности.

Данный вывод суда соответствует позиции, изложенной, в частности, в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 г. № 4407/14 по делу № А65-9353/2013, от 15.01.2013 г. № 11925/12 по делу  А55-15285/2011, от 05.03.2013г. № 14449/12 по делу А60-539/2011.

Доводы ликвидатора Емельянова В.Е. о том, что он не обладал информацией о наличии кредиторской задолженности перед ООО ЧОП «Гром» не может служить оправданием представления в регистрирующий орган недостоверного баланса.

Согласно требованиям действующего законодательства ликвидатор обязан принимать все меры по выявлению кредиторской задолженности. Ссылка ликвидатора на то, что все обязательства, возникшие на основании договора № 5 от 12.07.2010 г. были исполнены, о чем свидетельствует  подписанный бывшим директором МУП «Камские Поляны» Хайбуллиным Т.М. акта приема передачи, в соответствии с которым все обязательства были исполнены, не может служить доказательством правомерности его действий. Ликвидатор, проявляя должную осмотрительность, в целях выявления кредиторской задолженности должен был потребовать у участников и бывшего директора Хайбуллина Т.М.  документы, на основании которых был составлен акт приема-передачи, что им не было сделано.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

                                              

 ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 апреля 2015 года по делу № А65-29920/2014 оставить без изменения, апелляционные  жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                В.В. Кузнецов

Судьи                                                                                                               А.Б. Корнилов

С.Т. Холодная

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу n А65-31168/2007. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также