Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу n А65-2415/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

18 июня 2015 года                                                                                          Дело №А65-2415/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года

Постановление  в полном объеме изготовлено 18 июня 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17.06.2015 в помещении суда апелляционную жалобу государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.04.2015 по делу №А65-2415/2015 (судья Латыпов И.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственный центр «Мосты» (ИНН 1657053191, ОГРН 1051629022895), г.Казань, к государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в лице филиала №5, г.Казань, об оспаривании решений,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственный центр «Мосты» (далее - ООО «НПЦ «Мосты», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции уточнения требований) о признании незаконными решений государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в лице филиала №5 (далее - Фонд) от 28.01.2015 №51СВ и №59НС в части начисления страховых взносов на суммы, выплаченные работникам за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, и соответствующих сумм пени и штрафа; о взыскании с Фонда государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

Решением от 09.04.2015 по делу №А65-2415/2015 Арбитражный суд Республики Татарстан признал незаконными решения Фонда от 28.01.2015 №51СВ и №59НС в части начисления страховых взносов на суммы, выплаченные работникам за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, и соответствующих сумм пени и штрафа, а также обязал Фонд устранить допущенные нарушения прав и интересов общества; в части требования о признании правомерным невключения в базу для исчисления страховых взносов сумм, выплаченных работникам за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, - производство по делу прекратил.

Фонд в апелляционной жалобе просил отменить решение суда первой инстанции.

ООО «НПЦ «Мосты» апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

В суд апелляционной инстанции поступило ходатайство Фонда о рассмотрении настоящего дела в отсутствие его представителя.

На основании ст.ст.156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта.

Как видно из материалов дела, 28.01.2015 Фонд по результатам выездной проверки ООО «НПЦ «Мосты» за период с 01.01.2011 по 31.12.2013 принял:

- решение №51СВ, которым начислил пени в сумме 891 руб. 09 коп., штраф по п.1 ст.47  Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ) в сумме 394 руб. 53 коп. и предложил уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2 268 руб. 11 коп.;

- решение №59ПС, которым начислил штраф по ст.19 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон №125-ФЗ) в сумме 145 руб. 40 коп. и предложил уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 727 руб. 04 коп., пени в сумме 947 руб. 36 коп.

Основанием для принятия оспариваемых решений послужил вывод Фонда о неправомерном невключении ООО «НПЦ «Мосты» в базу для начисления страховых взносов сумм оплаты дополнительных выходных дней, предоставленных работникам общества для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст.262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Не согласившись с решениями Фонда, ООО «НПЦ «Мосты» обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление общества, обоснованно исходил из того, что спорные выплаты не входят в систему оплаты труда работников, а носят характер государственной поддержки и производятся работодателем в силу закона вне зависимости от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон №165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем (п.1 ст.9 Закона №165-ФЗ).

Согласно ст.20 Закона №165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Законом №212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

ООО «НПЦ «Мосты» является плательщиком страховых взносов.

В соответствии с ч.1 ст.7 Закона №212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами плательщиков страховых взносов (организаций - работодателей) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Объектом обложения страховыми взносами для организаций-работодателей признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов (организаций-работодателей) определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч.1 ст.7 Закона №212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст.9 Закона №212-ФЗ.

Согласно ст.9 Закона №212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в том числе все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

В силу п.1 ст.1 Закона №125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев является самостоятельным видом социального страхования.

В соответствии со ст.3 Закона №125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховой тариф - это ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со ст.20.1 Закона №125-ФЗ.

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы  (п.1 ст.20.1 Закона №125-ФЗ).

Согласно п.2 ст.20.1 Закона №125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п.1 ст.20.1 Закона №125-ФЗ, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в ст.20.2 Закона №125-ФЗ.

Ст.20.2 Закона №125-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в том числе все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

В соответствии со ст.262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

На основании п.8 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 №101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» средства Фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.

Как указал ВАС РФ в Постановлении Президиума от 08.06.2010 №1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Закона №212-ФЗ и Закона №125-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.

Ссылку Фонда на Федеральный закон от 29.12.2014 №468-ФЗ «О внесении изменении в статью 57 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статью 37 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положение законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку внесенные этим законом изменения не подлежат применению в рассматриваемом периоде.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление общества в этой части.

Выводы суда первой инстанции подтверждаются арбитражной судебной практикой (постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 03.06.2015 по делу №А72-11923/2014, от 09.04.2015 по делу №А12-23508/2014 и др.)

В части прекращения производства по делу решение суда первой инстанции в порядке апелляционного производства не обжалуется.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 апреля 2015 года по делу №А65-2415/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                               В.С. Семушкин

Судьи                                                                                                              А.А. Юдкин

Е.Г. Попова

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу n А55-1055/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также