Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 по делу n А72-14797/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45 www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решения арбитражного суда, не вступившего в законную силу

09 июня 2015 года                                                                             Дело №А72-14797/2014

город Самара

Резолютивная часть постановления оглашена 02 июня 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2015 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Туркина К.К.,

судей Буртасовой О.И., и Морозова В.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Баклановой Е.О.,

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "УЛЬЯНОВСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 марта 2015 года по делу А72-14797/2014 (судья Рипка А.С.)

по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» (ОГРН 1027301482526, ИНН 7327012462) к открытому акционерному обществу "УЛЬЯНОВСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД" (ИНН 7303026762, ОГРН 1027301482603) о взыскании 2 028 625 руб. 13 коп.

с участием:

от истца – представитель Тонков К.В. (доверенность от 08.04.2015), представитель Гончарова А.А. (доверенность от 12.01.2015),

от ответчика – представитель не явился, извещен надлежащим образом.

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Ульяновский механический завод» о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию в августе 2014 года в размере 2 028 625 руб. 13 коп.

Решением суда первой инстанции от 02 марта 2015 года исковые требования открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» удовлетворены.

С открытого акционерного общества «Ульяновский механический завод» в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» взыскано 2 028 625 руб. 13 коп. - основной долг.

При неисполнении решения суда с открытого акционерного общества «Ульяновский механический завод» в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на всю взысканную в пользу истца по настоящему судебному акту денежную сумму, исходя из ставки рефинансирования Банка России в размере 8,25% годовых, с момента вступления решения суда в законную силу и до его фактического исполнения.

С открытого акционерного общества «Ульяновский механический завод» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 33 143 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом,  открытое акционерное общество «Ульяновский механический завод» обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 марта 2015 года, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции незаконно и необоснованно удовлетворил исковые требования открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго». Заявитель считает, что выбор акционерным обществом «Ульяновский механический завод» с 01.01.2013 третьей ценовой категории не противоречит действующему законодательству Российской Федерации в сфере электроэнергетики. Кроме того, заявитель полагает, что применение Методических указаний к спорным правоотношениям является недопустимым, поскольку, по мнению заявителя, на отношения сетевых организаций и потребителей электрической энергии Методические указания не распространяются. Помимо этого, заявитель  считает довод истца о том, что расчет стоимости электрической энергии должен производиться по четвертой ценовой категории за август 2014 года необоснованным.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечил.

Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии ответчика.

В судебном заседании представители истца считали обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив  в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам,  Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Истец ссылается на ненадлежащее исполнение ОАО «Ульяновский механический завод» (потребителем) обязательства по оплате поставленной в период август 2014 года электрической энергии в рамках заключенного между сторонами договора энергоснабжения № 000454ЭО от 01.05.2007г.

Разногласия сторон заключаются в определении ценовой категории в расчетах между сторонами за поставленную электроэнергию в спорном периоде.

Ответчик оплатил электроэнергию по третьей ценовой категории, поскольку ее применение было согласовано в договоре. Истец произвел перерасчет стоимости поставленного энергоресурса исходя из четвертой ценовой категории, поскольку условия технологического присоединения энергопринимающих устройств ответчика обязывали рассчитываться именно по этой цене, и потребовал у ответчика оплатить разницу в стоимости полученной электроэнергии.

Отказ ответчика явился поводом для обращения в суд с настоящим иском.

Доводы заявителя не могут быть приняты ввиду следующего.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики установлены Законом об электроэнергетике. Из статьи 3, пункта 2 статьи 26 этого Закона следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителем самостоятельно или в его интересе обслуживающим его гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией).

В соответствии с пунктом 4 статьи 421, пунктом 1 статьи 422, пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

По общему правилу утверждаемые Правительством Российской Федерации нормативные документы, регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков электроэнергии, обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»).

В соответствии со статьей 23, пунктами 1, 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Цены (тарифы) на услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование цен осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 цены (тарифы) подлежат применению в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяются Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).

В соответствии с пунктами 5, 6 Правил № 861 в случае опосредованного присоединения энергопринимающего устройства потребителя к электросети сетевой организации    (в   том   числе    присоединения    через   энергетические    установки производителей электроэнергии, далее - потребитель на генераторном напряжении) такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии. Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Особенности установления тарифов на услуги по передаче электроэнергии для потребителей на генераторном напряжении установлены в пункте 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2. Так, если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электросетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня.

Как следует из пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178) ставка, отражающая удельную величину расходов на содержание электрических сетей, указывается отдельно при формировании двухставочного тарифа.

В постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 05.11.2014г. по делу № А72-6642/2013 установлено, что ОАО «Ульяновский механический завод» относится к потребителям ОАО «Ульяновскэнерго» опосредовано присоединённым к сетям ОАО «МРСК Волги» через энергетические установки ОАО «Волжская ТГК (Ульяновская ТЭЦ-1, Ульяновская ТЭЦ-2), которое является производителем электрической энергии, услуги по передаче электрической энергии такому потребителю подлежат оплате по ставке на содержание электрических сетей, установленной Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 28.12.2012г. № 06-732 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в составе двухставочного тарифа по диапазону напряжения ВН.»

В постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 05.11.2014 по делу № А72-6642/2013 указано, что потребителям электрической энергии, опосредованно присоединенных к шинам генераторов, право выбора тарифа фактически не предоставлено, поскольку единые котловые тарифы на услуги по передаче электроэнергии, используемые в расчетах между истцом и ответчиком, установлены таким образом, что ставка на содержание электрических сетей выделена только в составе двухставочного тарифа; одноставочный тариф такого выделения не содержит.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2014 № 305-ЭС14-73 и от 10.10.2014 № 301-ЭС14-1705.

Согласно основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 третья ценовая категория включает только одноставочный вариант тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

В связи с тем, что уведомление от ОАО «Ульяновский механический завод» в адрес истца о выборе ценовой категории не поступало, ОАО «Ульяновскэнерго» произвёл расчёт по четвертой ценовой категории, предусматривающей двухставочный вариант тарифа.

Договор энергоснабжения сторонами не оспаривается, является действующим и исполняется сторонами, также не оспаривалось количество потреблённой электроэнергии.

Оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественных монополий согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях". В силу естественно-монопольной деятельности электросетевых организаций правоотношения по передаче электроэнергии в значительной степени подвержены императивному правовому регулированию.

Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Изменения, внесённые Постановлением Правительства РФ от 31.07.2014г. № 750 в п. 97 основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 не устанавливают новые тарифы, носят уточняющий характер по определению ценовой категории в зависимости от условий технологического присоединения энергопринимающих устройств к электросетям.

Заявленные

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 по делу n А65-29821/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также