Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 по делу n А65-1921/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

05 июня 2015 года                                                                                      Дело А65-1921/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     01 июня 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено      05 июня 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,

без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер"

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 марта 2015 года по делу № А65-1921/2015 (судья Воробьев Р.М.), принятое в порядке упрощенного производства,

по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (ОГРН 1151650000017, ИНН 1650299735), г. Набережные Челны,

к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" (ОГРН 1021603633292, ИНН 1655018240), г. Казань,

о взыскании задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в сумме 15466.32 руб., пени на страховые взносы начиная с 11.11.2014 по день фактической уплаты недоимки,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан, г.Набережные Челны (далее - заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" (далее - ответчик) о  взыскании, с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ, задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в размере 15 466, 32 руб., пени на страховые взносы начиная с 11.11.2014 по день фактической уплаты недоимки.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 марта 2015 года заявление удовлетворено, с Государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" в доход Пенсионного фонда Российской Федерации взыскана задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам в общей сумме 15 466 (пятнадцать тысяч четыреста шестьдесят шесть) руб. 32 коп., пени на страховые взносы начиная с 11.11.2014 по день фактической уплаты недоимки, а также в доход федерального бюджета 200 (двести) руб. государственной пошлины.

В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 марта 2015 года по делу № А65-1921/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу, в котором он просит апелляционный суд решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 марта 2015 года по делу № А65-1921/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, с учетом статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает принятый судебный акт подлежащим отмене с принятием по делу нового судебного акта в силу следующих обстоятельств.

Как видно из представленных документов, заявителем в ходе проведения выездной проверки исполнения ответчиком Федерального закона № 212-ФЗ от  24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) было установлено, что филиал ответчика «НабержноЧелнинский противотуберкулезный диспансер» не включил в налогооблагаемую базу для начисления страховых взносов в 2011-2013 гг. оплату среднего заработка за выходные дни по уходу за детьми-инвалидами. Общая сумма выплат составила 37 571,44 руб. данное нарушение привело к неуплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, ФФОМС, ТФОМС в размере 11 038,24.

Решением УПФ РФ в Советском районе г.Казани РТ о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 14.10.2014 №013 507 14 РВ 0001505 за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов

- начислен штраф в сумме 2 207,65 руб., в том числе:

- начислены пени в размере 1 267,28 руб. в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ).

На уплату недоимки по страховым взносам и начисленных пеней и штрафа НабержноЧелнинскому противотуберкулезному диспансеру -  филиалу Государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" было направлено Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов от 10.11.2014 № 01340140333059 со сроком добровольного исполнения до 29.11.2014, с учетом доначисленных пени на дату вынесения требования с 01.01.2014 по 10.11.2014  ( т.1 л.д.47-48).

Поскольку ответчик указанное требование в добровольном порядке не исполнил, а также, учитывая, что ответчик является учреждением, финансируемым из бюджета, заявитель обратился в суд за принудительным взысканием заявленной суммы задолженности.

Суд первой инстанции в оспариваемом решении указал, что факт несвоевременного исполнения ответчиком своих обязанностей по уплате страховых взносов за 2011-2013 годы подтверждается материалами дела, в силу чего задолженность в сумме 15 466,32 руб., исходя из отчетного периода, начислена заявителем обоснованно, и подлежит взысканию.

Однако, арбитражным судом первой инстанции при принятии оспариваемого решения не было учтено следующее.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» предусмотрено, что Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Основанием для доначисления ответчику страховых взносов,  штрафа, пени явились выводы заявителя о неправомерном невключении в базу для исчисления страховых взносов сумм, выплачиваемых работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.

Данные выводы суд апелляционной инстанции признает необоснованными, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Как указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 08.06.2010 № 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Содержащееся в названном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

В соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.

Статьей 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» также предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Как указано выше, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом имеет характер государственной поддержки и не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона № 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов в спорный период (2011-2013) не подлежала, что исключает начисление недоимки по страховым взносам,  начисление штрафа и пени.

Кроме того, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 по делу n А72-1028/2015. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также