Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2015 по делу n А65-3032/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

04 июня 2015 года.                                                                               Дело № А65-3032/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2015 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бажана П.В.,

судей Рогалёвой Е.М., Кувшинова В.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,

с участием:

от заявителя - не явился, извещён,

от ответчика - Антонов Д.А., доверенность от 12 января 2015 года № 2.4-0-14/00034,

от третьего лица - не явился, извещён,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 апреля 2015 года по делу № А65-3032/2015 (судья Воробьев Р.М.),

по заявлению индивидуального предпринимателя Додоновой Светланы Радиковны, (ОГРН 310169011800031, ИНН 165913190513), город Казань Республики Татарстан,

к Межрайонной ИФНС России №6 по Республике Татарстан, город Казань Республики Татарстан,

с участием третьего лица: УФНС России по Республике Татарстан, город Казань Республики Татарстан,

о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Додонова Светлана Радиковна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения № 6 от 19 ноября 2014 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда заявленные предпринимателем требования удовлетворены.

Инспекция, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель инспекции.

На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей предпринимателя и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, выслушав представителя инспекции, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, заявителю принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 16:120132:125, находящийся по адресу: 420083, г. Казань, ул. Мамадышский тракт, 61.

Заявителем 22.04.2014 г. была подана уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 г., согласно которой кадастровая стоимость земельного участка составила 5 988 188 руб., соответственно сумма налога, подлежащая уплате в бюджет 89 823 руб., а при исчислении земельного налога за 2011 г. заявитель использовал кадастровую стоимость, установленную Постановлением Кабинета Министров РТ от 05.10.2005 г. № 478.

Инспекцией была проведена камеральная проверка уточненной декларации, о чем составлен акт № 2.12-0-13/4641, а на его основании вынесено решение № 6 от 19.11.2014 г., которым заявителю доначислена недоимка по земельному налогу за 2011 г. в сумме 762 893 рублей, пеня в размере 240 304,73 руб., и штраф в размере 15 257,86 руб., которое решением УФНС России по Республике Татарстан № 2.14-0-19/006232@ от 19.01.2015 г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба заявителя без удовлетворения.

Считая решение инспекции незаконным, заявитель оспорил его в судебном порядке.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные предпринимателем требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, а согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

На основании п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.

Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, а в силу п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.

В соответствии п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Судом установлено, что результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. № 1102 «Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан», которое опубликовано в официальном издании «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти» от 02.02.2011 г. №5, и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011 г.

В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», ст. 6 Закона РТ от 31.10.2002 г. № 21-ЗРТ «О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов РТ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина», абз. 2 п. 2 и п. 4 постановления Кабинета Министров РТ от 05.09.2002 г. № 524 «О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров РТ», постановления Кабинета Министров РТ от 19.07.2002 г. № 434 «Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров РТ и республиканских органов исполнительной власти» постановления Кабинета Министров РТ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории РТ не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты «Республика Татарстан», «Ватаным Татарстан», а также «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти».

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении № 17-П от 02.07.2013 г., правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.

Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

С учетом изложенного, этот порядок применим и к порядку вступления в силу Постановления № 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.

Таким образом, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и для целей налогообложения она не может изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением № 1102 (вступившим в силу в течение налогового периода), подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012 г., а этот вывод согласуется с правовой позицией изложенной в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 г. № 4453/10 и от 26.07.2011 г. № 2647/11.

При указанных обстоятельствах заявитель обоснованно применил при исчислении земельного налога за 2011 г. кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка в размере, установленном Постановлением Кабинета Министров РТ от 5.10.2005 г. № 487 и Постановлением Кабинета Министров РТ № 951 от 31.12.2008 г.

На основании изложенного довод инспекции о применении установленной Постановлением Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 г. № 1102 кадастровой стоимости с 01.01.2011 г., т.к. постановление было размещено в сети Интернет до 01.01.2011 г., правомерно признан судом несостоятельным и противоречащим положениям НК РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ, а поэтому суд апелляционной инстанции считает, что инспекция не вправе была производить доначисление заявителю земельного налога за 2011 г., исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Кабинета Министров № 1102 от 24.12.2010 г. в размере 56 847 710 руб.

Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод, что решение инспекции о доначислении заявителю земельного налога в сумме 2 612 766 руб. не соответствует НК РФ, и нарушает права и законом интересы заявителя, а поэтому суд сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных предпринимателем требований.

Ссылка инспекции на судебные акты по другим делам является несостоятельной, поскольку не может рассматриваться как разъясняющая вопросы применения той или иной нормы права применительно к данному делу.

Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 апреля 2015 года по делу №А65-3032/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                       П.В. Бажан

Судьи                                                                                                                      Е.М. Рогалёва

В.Е. Кувшинов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2015 по делу n А72-4099/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также