Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по делу n А65-30733/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 443070 г. Самара, ул. Аэродромная 11 «А», тел. 273-36-45 www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решения арбитражного суда, не вступившего в законную силу 28 апреля 2015 года Дело № А65-30733/2014 г. Самара Резолютивная часть постановления оглашена 21 апреля 2015 года. Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2015 года. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Балашевой В.Т., судей Кузнецова С.А., Карпова В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Степаненко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 16 -21 апреля 2015 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТатЮрИнвест» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 9 февраля 2015 года по делу № А65-30733/2014 (судья Сотов А.С.), по иску общества с ограниченной ответственностью «ТатЮрИнвест», г.Казань (ОГРН 1131690011133, ИНН 1657126918), к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Свияжская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан», Зеленодольский район, п.г.т. Нижние Вязовые, (ОГРН 1021606756654, ИНН 1620005674), о взыскании 594 168 руб. 63 коп. долга, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Нова-Строй», г.Волжск, УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ТатЮрИнвест» (далее – ООО «ТатЮрИнвест», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Свияжская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» (далее – Учреждение, ответчик) о взыскании 594 168 руб. 63 коп. долга. К участию в деле качестве третьего лица было привлечено общество с ограниченной ответственностью «Нова-Строй» (далее – ООО «Нова-Строй», третье лицо). Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 9 февраля 2015 года по делу № А65-30733/2014 в иске отказано. Не согласившись с принятым судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, на неправильное применение норм материального и процессуального права. В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец указал на то, что считает решение суда обоснованным и согласен с ним. Стороны и третье лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. На основании статей 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции принял определение о рассмотрении дела в отсутствие сторон и третьего лица. В судебном заседании 16.04.2015 объявлялся перерыв до 16 час. 00 мин. 21.04.2015. После перерыва судебное заседание продолжено. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил. 16.04.2013 по результатам проведенного открытого аукциона в электронной форме между Учреждением (заказчик) и ООО «НоваСтрой» (подрядчик) был заключен муниципальный контракт № 000433 (далее – контракт), по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по ремонту отопления в учреждении, а заказчик принять их результат и уплатить обусловленную цену. Цена контракта является твердой и составляет 2 318 782 руб. 66 коп. (пункт 2.1. контракта). Соглашением от 31.12.2013 контракт был расторгнут его сторонами с указанием на выполнение работ по контракту на сумму 2 202 709 руб. 57 коп. Платежными поручениями № 30380 от 29.04.2013, № 66307 от 05.09.2013 и № 106753 от 31.12.2013 заказчик перечислил подрядчику по контракту денежные средства в общей сумме 2 202 709 руб. 57 коп. Как следует из материалов дела, 30.09.2013 между ответчиком и третьим лицом был подписан акт выполненных работ по форме КС-2 на сумму 594 168 руб. 63 коп. на выполнение работ по устройству теплотрассы. 17.11.2014 между ООО «ТатЮрИнвест» (цессионарием) и ООО «Нова-Строй» (цедентом) заключено соглашение об уступке права № УПТ-002, по условиям которого цедент передает, а цессионарий в порядке сингулярного правопреемства принимает право требования с ответчика долга за выполненные дополнительные работы к контракту в размере 594 168 руб. 63 коп. Поскольку выполненные дополнительные работы не были оплачены ответчиком, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд о взыскании 594 168 руб. 63 коп. Ответчик иск не признал, пояснил, что контракт с ООО «Нова-Строй» был расторгнут, стоимость выполненных работ по муниципальному контракту составила 2 202 709 руб. 57 коп. и была оплачена. Работы на сумму 594 168 руб. 63 коп., о взыскании которых просит истец, была выполнена ООО «Нова-Строй», акт выполненных работ был подписан. Эти работы являлись дополнительными и не вошли в муниципальный контракт. Дополнение к муниципальному контракту или новый контракт на эти работы не заключался, торги не проводились. Оплата отсутствует, так как эта сумма не была предусмотрена бюджетом. Отказывая в удовлетворении иска, суд обоснованно исходил из следующего. Отношения, возникшие из заключенного между ответчиком и третьим лицом контракта, регулируются положениями параграфов 1, 3, 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), а также действующими в период заключения контракта нормами Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее - Закон N 94-ФЗ). Закон N 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (часть 1 статьи 1 Закона N 94-ФЗ). В силу пункта 2 статьи 1, части 2 статьи 3 Закона N 94-ФЗ настоящий закон применяется в случае размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Источником финансирования потребностей муниципального образования, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, являются не только средства местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений. Поскольку ответчиком, является муниципальное бюджетное учреждение, то его контрагенты могут вступать с ним в договорные отношения только посредством заключения муниципального контракта в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ. Особенность заключения муниципального контракта заключается в том, что в силу пункта 2 статьи 10 Закона N 94-ФЗ во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным законом. Таким образом, процедура проведения торгов является обязательным требованием закона к заключению муниципальных контрактов. Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «НовоСтрой» и Учреждение не заключало муниципальный контракт на выполнение спорных работ, данные работы являются дополнительными, не предусмотренными контрактом. В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 28.05.2013 N 18045/12 и от 04.06.2013 N 37/13, в условиях отсутствия государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ, заключенного с соблюдением требований, предусмотренных Законом N 94-ФЗ, фактическое выполнение истцом спорных работ не может повлечь возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения, регулируемого положениями статьи 1102 Кодекса. Взыскание неосновательного обогащения, по сути, дезавуирует применение требований Федерального закона N 94-ФЗ и открывает возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона N 94-ФЗ. Между тем никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения. Выполнение работ без государственного (муниципального) контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Законом 94-ФЗ, свидетельствует о том, что лицо, выполнявшее работы, не могло не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства. Согласно пункту 61.9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7 "Об утверждении регламента арбитражных судов" со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для арбитражных судов считается определенной. В пункте 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" разъяснено, что подрядчик, не выполнивший обязанности, предусмотренной пунктом 3 статьи 743 Кодекса, не вправе требовать от заказчика оплаты дополнительных работ и в том случае, если акт приемки строительно-монтажных работ подписан представителем заказчика, так как этот акт подтверждает лишь факт выполнения подрядчиком работ, а не согласие заказчика на оплату дополнительных работ. Доказательств необходимости немедленных действий в интересах заказчика, в частности, в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства, в материалы дела не представлено. При таких обстоятельствах и в соответствии с названными нормами права и практикой применения законодательства, определенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований. Фактическое выполнение работ для государственных нужд без контракта влечет возникновение неосновательного обогащения у заказчика лишь в случае, если отношения между заказчиком и подрядчиком носят длящийся и регулярный характер, работы не терпят отлагательства, деятельность подрядчика направлена на защиту охраняемого публичного интереса, нет претензий со стороны заказчика относительно объема и качества выполненных работ (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2015 по делу N 308-ЭС14-2538). Между тем, совокупности вышеперечисленных условий в рассматриваемом споре не имеется. Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства. На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Обстоятельства, имеющие значение, исследованы полно в соответствии с представленными доказательствами. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено. В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб. относятся на заявителя жалобы и подлежат взысканию в доход федерального бюджета, в связи с не предоставлением доказательств ее уплаты. Руководствуясь статьями 268 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 9 февраля 2015 года по делу № А65-30733/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ТатЮрИнвест» в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа. Председательствующий В.Т. Балашева Судьи С.А. Кузнецов В.В. Карпов Пожалуйста, подождите Пожалуйста, подождите
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по делу n А49-7062/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|