Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по делу n А65-29216/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

28 апреля 2015 года                                                                                          Дело №А65-29216/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     27 апреля 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено      28 апреля 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,

с участием:

от Закрытого акционерного общества "Татарское акционерное производственное   объединение" - не явился, извещен,

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Республике Татарстан      – Каюмов Д.Г. (доверенность от 19.12.2014 г. № 24-21/11438),

от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - не явился,    извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании 27 апреля 2015 года апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2015 года по делу №А65-29216/2014 (судья Латыпов И.И.)

по заявлению Закрытого акционерного общества "Татарское акционерное производственное объединение"

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Республике Татарстан

с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан

о признании  недействительным решения от 22.10.2014 №28814

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "Татарское акционерное производственное объединение" обратилось в суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Республике Татарстан с заявлением, в котором с учетом уточнений просит признать  недействительным решение ИФНС № 16 России по РТ от 22.10.2014 №28814 и обязать Межрайонную Инспекцию ФНС России №16 по РТ принять меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ЗАО «ТАКПО».

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2015 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №16 по Республике Татарстан просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2015 года по делу №А65-29216/2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить.

Представители закрытого акционерного общества "Татарское акционерное производственное   объединение" и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ЗАО "ТАКПО" является собственником земельных участков, категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровыми номерами 16:45:010119:0512, 16:45:050107:605, 16:45:050107:607, 16:45:050107:609, 16:45:050107:610, 16:45:050107:611, 16:45:050107:612, 16:45:050107:613, 16:45:050107:614, 16:45:040102:0010, 16:45:010113:049 и является плательщиком земельного налога по вышеуказанным земельным участкам.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка общества ЗАО "Такпо» на основе уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по итогам которой вынесено решение ИФНС № 16 России по РТ от 22.10.2014 N28814 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и предложено уплатить штраф в размере 70 970 рублей и недоимку в размере 354 850 рублей и пени в сумме 86 774,98 рублей.

Не согласившись с  решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по РТ. Согласно представленным 04.02.2015г. (Вх. №468) сведениям ответчика, решением УФНС по РТ решение Межрайонной Инспекцией ФНС России № 16 от 22.10 2014 года №28814 было оставлено без изменения.

Считая, что  решение ответчика нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Исходя из пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).

Согласно пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

С решением налогового органа №28814 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не согласен в связи с доначислением земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 354850 руб., а также соответствующих пеней в размере 86 774,98 рублей, штрафа 70 970 рублей, поскольку ответчиком при начислении земельного налога за 2011 год применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 №1102 «Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов по Республике Татарстан».

Как указал ответчик, 24.12.2010 КМ РТ принято Постановление № 1102 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан» и пунктом 1 Постановления № 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. В связи с чем, в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговым органом правомерно доначислен земельный налог за 2011 год на основании кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 № 1102 «Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан».

В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 № 21-ЗРТ «О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина», абзаца 2 пункта 2 и пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 № 524 «О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан», постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 № 434 «Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти» постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты «Республика Татарстан», «Ватаным Татарстан», а также «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти».

Постановление № 1102 опубликовано в официальном издании «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти» от 02.02.2011 № 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.

Согласно статье 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

С учетом изложенного, этот порядок применим и к порядку вступления в силу Постановления № 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.

Таким образом, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и для целей налогообложения она не может изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением № 1102 (вступившим в силу в течение налогового периода), подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012.

При указанных обстоятельствах сумма земельного налога по вышеперечисленным земельным участкам, подлежащая уплате в бюджет за 2011 год, составляет 855 512 руб., а не 1 210 362 руб., как указал в решении № 28814 ответчик.

В данном случае, произошло необоснованное доначисление обществу земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 № 1102

Из этого следует, что за 2011 год земельный налог должен быть уплачен исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 № 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г.Казани".

На основании изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2015 года по делу    №А65-29216/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                                  А.Б. Корнилов

Судьи                                                                                                                                В.В. Кузнецов

                                                                                                                                          С.Т. Холодная

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по делу n А55-30697/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также