Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по делу n А65-29219/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

23 апреля 2015 года                                                                              Дело №А65-29219/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года

В полном объеме постановление изготовлено 23 апреля 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 22.04.2015 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.03.2015 по делу №А65-29219/2014 (судья Сальманова Р.Р.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вариант» (ИНН 1644035117, ОГРН 1051605040761), г.Альметьевск Республики Татарстан, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Республике Татарстан, г.Альметьевск Республики Татарстан, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г.Казань, об оспаривании решения,

в судебном заседании принял участие представитель Межрайонной ИФНС России №16 по Республике Татарстан Гурьянов А.А. (доверенность от 22.12.2014),

представители ООО «Вариант» и УФНС России по Республике Татарстан не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Вариант» (далее – ООО «Вариант», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан (далее – налоговый орган) от 22.10.2014 № 4183 в части начисления земельного налога, в сумме, превышающей 156738 руб., а также соответствующих пеней в размере 47125 руб. 55 коп., а также об обязании устранить нарушение прав и законных интересов общества.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.03.2015 по делу №А65-29219/2014 заявление общества удовлетворено.

В апелляционной жалобе налоговый орган просил отменить указанное судебное решение, считая, что оно является незаконным и необоснованным.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей УФНС России по Республике Татарстан и ООО «Вариант», которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.

В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи, представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выступлении представителя налогового органа в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации ООО «Вариант» по земельному налогу за 2011 год, представленной в 04.06.2014, налоговый орган принял решение от 22.10.2014 №4183 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Этим решением налоговый орган начислил земельный налог в сумме 156738 руб., заявленной обществом к уменьшению, а также соответствующие пени в сумме 47125 руб. 55 коп. (по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).

Из материалов дела усматривается, что при начислении земельного налога за 2011 год налоговым органом применена кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 № 1102 «Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан» (далее – Постановление № 1102).

Решением УФНС России по Республике Татарстан от 05.12.2014 № 2.14-0-18/029301@ указанное решение налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества – без удовлетворения.

С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно признал указанное решение налогового органа недействительным.

Как видно из материалов дела, ООО «Вариант» является собственником земельных участков (категория земель – земли населенных пунктов) с кадастровыми номерами 16:45:020142:148, 16:45:000000:39, 16:45:010114:149, 16:45:010114:0062, 16:45:010114:150, 16:45:010119:1171, 16:45:020116:0002, 16:45:020142:027, 16:45:050107:0491, 16:45:040102:0010, 16:45:010119:81.

Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.

На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Постановлением №1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.

В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 №21-ЗРТ «О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина», абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 №524 «О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан», Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 №434 «Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти» постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования; при этом официальными источниками опубликования являются газеты «Республика Татарстан», «Ватаным Татарстан», а также «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти».

Указанное постановление опубликовано в официальном издании «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти» от 02.02.2011 №5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 №165-О указал, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.

Согласно статье 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

В силу вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу Постановления №1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.

С учетом изложенного, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением №1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.

При таких обстоятельствах применение кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением №1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО «Вариант».

Вышеуказанные выводы, сделанные судом первой инстанции, согласуются с судебной практикой по подобным делам (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №16485/11 и от 06.11.2012 №7701/12, постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2014 по делу №А65-18164/2013 и от 14.03.2014 по делу №А65-18655/2013 и др.).

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 №951 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан» по состоянию на 31.12.2010 кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков составляла: земельного участка с кадастровым номером 16:45:020142:148 - 763337 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:000000:39 - 10579775 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:010114:149 - 404837 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:010114:0062 - 1794248 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:010114:150 - 104141 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:010119:1171 - 384722 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:020116:0002 - 8447490 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:020142:027 - 5171910 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:050107:0491 - 16713360 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:040102:0010 - 39312950 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:45:010119:81 - 10311013 руб.

С учетом кадастровой стоимости принадлежащих ООО «Вариант» земельных участков, предусмотренной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 №951 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан», и ставки земельного налога в размере 1,5%, предусмотренной на 2011 год, суд апелляционной инстанции установил, что сумма земельного налога, подлежащего уплате обществом за этот период по указанным пяти земельным участкам, составляет 770763 руб., а не 927501 руб., как ошибочно указано налоговым органом.

На основании изложенного и с учетом уплаты обществом земельного налога в соответствии с уточненными налоговыми декларациями за 2011 год (данное обстоятельство подтверждается оспариваемым решением налогового органа) суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое решение налогового органа недействительным фактически в части начисления земельного налога в сумме 156738 руб., а также соответствующих пеней в размере 47125 руб. 55 коп.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.

Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 марта 2015 года по делу №А65-29219/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                               В.С. Семушкин

Судьи                                                                                                              И.С. Драгоценнова

Е.Г. Попова

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по делу n А65-27357/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также