Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по делу n А55-26515/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г.Самара, ул.Аэродромная, 11А, тел.273-36-45, e-mail: [email protected], www.11aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

08 апреля 2015 года

гор. Самара

                      Дело № А55-26515/2014

 

Резолютивная часть постановления оглашена 02 апреля 2015 года

В полном объеме постановление изготовлено 08 апреля 2015 года

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Пышкиной Н.Ю., Романенко С.Ш., при ведении протокола секретарем судебного заседания Трифонкиной Н.В., рассмотрев 02 апреля 2015 года в открытом судебном заседании в зале № 6 апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 февраля 2015 года, принятое по делу № А55-26515/2014 (судья Ануфриева А.Э.)

по иску Министерства строительства Самарской области (ОГРН 1056315900134)

к  ГСК № 625 (ОГРН 1026301174492)

о взыскании 353 570 руб. 03 коп.,

при участии в судебном заседании:

от истца – не явились, извещены надлежащим образом;

от ответчика – не явились, извещены надлежащим образом.

Установил:

Истец - Министерство строительства Самарской области обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к ответчику - ГСК № 625 о взыскании 353 570 руб. 03 коп., в том числе: задолженность по арендной плате за период с 01 сентября 2013 года по 27 января 2014 года в сумме 327 489 руб. 05 коп. и пени за период с 11 сентября 2013 года по 27 января 2014 года в сумме 26 080 руб. 98 коп. по договору аренды земельного участка от 17 сентября 2007 года № 121.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 февраля 2015 года суд иск удовлетворил частично. Взыскал с ГСК № 625 в пользу Министерства строительства Самарской области задолженность в сумме 98 071 руб. 65 коп., пени в сумме 7 810 руб. 35 коп. В остальной части иска суд отказал. Суд указал, что в случае неисполнения решения суда взыскать с ГСК № 625 в пользу Министерства строительства Самарской области проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на всю взыскиваемую по настоящему судебному акту денежную сумму, исходя из ставки рефинансирования Банка России 8,25 % годовых с момента вступления решения суда в законную силу и до его фактического исполнения. Взыскал с ГСК № 625 государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 3 016 руб. 04 коп.

Заявитель - Министерство строительства Самарской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает, что в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» постановлением Правительства Самарской области от 06 августа 2008 года № 308 утвержден Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области. Решением Самарского областного суда от 09 февраля 2011 года и Определением Верховного суда РФ от 27 апреля 2011 года № 46-Г11-13 постановление Правительства Самарской области от 06 августа 2008 года № 308 признано не противоречащим федеральному закону или другому нормативно правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Таким образом, истец полагает, что обоснованно произвел расчет арендной платы на основании Методики, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 06 августа 2008 года № 308.

Министерство исходит из того, что Правила определения размера арендной платы за земли, находящиеся в федеральной собственности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, применимы только для определения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в связи с этим применение судом первой инстанции указанных Правил к спорным правоотношениям является неправомерным и не обоснованным.

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2015 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 02 апреля 2015 года на 17 час. 00 мин.

Представители истца и ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей  121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления Главы города Самары от 30 декабря 2004 года № 4929, приказа министра строительства и ЖКХ Самарской области от 01 июня 2007 года № 45 между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) был заключен договор от 17 сентября 2007 года № 121 аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0627001:0025, расположенного по адресу: гор. Самара, Октябрьский район, ул. Гая, 38, площадью 1 565,2 кв.м для строительства пристроя к зданию гаража-стоянки.

Согласно п. 3.1. и п. 3.2. указанного договора, его условия распространяются на отношения, возникшие между сторонами с 01 июня 2007 года, и срок действия договора истекает 01 июня 2010 года.

Земельный участок был передан ответчику по Акту приема-передачи. Указанный договор зарегистрирован в установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядке и в порядке, предусмотренном статьями 131, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.2. договора аренды земельного участка от 17 сентября 2007 года № 121, арендатор обязуется вносить арендную плату за право пользования участком в размере, определенном в соответствии с расчетом арендной платы (приложение № 2), и в соответствии с п. 4.4 договора, арендатор перечисляет арендную плату за каждый месяц не позднее десятого числа текущего месяца.

Пунктом 4.3 договора аренды земельного участка от 17 сентября 2007 года № 121 предусмотрено, что арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей.

Пунктом 7.3. договора стороны предусмотрена ответственность за просрочку внесения арендной платы в виде пени в размере 0,3 % с просроченной суммы за каждый день просрочки.

Дополнительным соглашением № 1 от 16 февраля 2011 года срок договора продлен до 02 июня 2013 года, стороны согласовали новый расчет арендной платы, размер неустойки уменьшен до 0,1 % за каждый день просрочки, согласован порядок прекращения договора, порядок урегулирования споров.

Дополнительное соглашение № 1 от 16 февраля 2011 года зарегистрировано в установленном законом порядке 31 марта 2011 года.

04 марта 2014 года на основании одностороннего отказа арендодателя государственная регистрация прекращения ограничения в виде аренды на спорный земельный участок прекращена, что подтверждается уведомлением от 04 марта 2014 года   № 01/02180014-756.

В соответствии с Законом Самарской области от 11 марта 2005 года № 94-ГД "О земле" и постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 года № 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, связанных со строительством, с 01 июля 2006 года осуществляет министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

Как указывает истец, ответчик в нарушение норм права, регулирующих арендные отношения, и условий договора, не вносил арендную плату и за ним образовалась задолженность по арендной плате за период с 01 сентября 2013 года по 27 января 2014 года в сумме 327 489 руб. 05 коп.

Кроме того, за просрочку внесения арендной платы ответчику начислены пени на основании п. 7.3 договора из расчета 0,1 % за каждый день просрочки за период с 11 сентября 2013 года по 27 января 2014 года в сумме 26 080 руб. 98 коп.

В порядке досудебного урегулирования истец направлял ответчику претензию от 21 апреля 2014 года за № А-86/14, которая осталась без удовлетворения.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с заявленными требованиями.

Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.  

Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В пункте 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Судом установлено, что определением Арбитражного суда Самарской области от 12 декабря 2009 года по делу № А55-39223/2009 возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) ответчика. Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 августа 2010 года Гаражно-строительный кооператив № 625 в Октябрьском районе города Самары (443086, гор. Самара, ул. Гая, д. 38, ИНН 6316025965) признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.

В соответствии с ч. 1 ст. 126 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.

Согласно разъяснениям ВАС РФ, изложенным в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 года № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» в силу абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими. По смыслу этой нормы текущими являются любые требования об оплате товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных после возбуждения дела о банкротстве.

В договорных обязательствах, предусматривающих периодическое внесение должником платы за пользование имуществом, длящееся оказание услуг (коммунальные услуги), а также снабжение через присоединенную сеть электрической или тепловой энергией, водой, текущими являются требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве.

Требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами.

Таким образом, с учетом даты возбуждения дела о банкротстве должника, требование о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01 сентября 2013 года по 27 января 2014 года, пени за период с 11 сентября 2013 года по 27 января 2014 года являются текущими и подлежат рассмотрению в рамках настоящего дела.

При исчислении размера арендной платы истец исходил из положений договора и Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для иных видов строительства, утвержденной постановлением Правительства Самарской области № 308 от 06 августа 2008 года, с учетом изменений, внесенных постановлением правительства Самарской области от 22 января 2013 года № 8.

Между тем, апелляционный суд не может согласиться с доводами истца о расчете арендной платы на основании Методики определения размера арендной платы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 06 августа 2008 года № 308,  по следующим основаниям.

Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по делу n А55-29855/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также