Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 по делу n А55-25648/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

26 марта 2015 года                                                                                  Дело № А55-25648/2013

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2015 года

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,

с участием в судебном заседании:

представителя Министерства имущественных отношений Самарской области -  Сараева И.С. (доверенность от 30.12.2014 № 425),

представителя общества с ограниченной ответственностью «Солнышко» -  не явился, извещен надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 марта 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 декабря 2014 года по делу №А55-25648/2013 (судья Бойко С.А.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Солнышко» (ОГРН 1036300883222, ИНН 6319092656), г.Самара,

к Министерству имущественных отношений Самарской области, г.Самара,

о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,

УСТАНОВИЛ: 

общество с ограниченной ответственностью «Солнышко» (далее – заявитель, общество, ООО «Солнышко») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным уведомления Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) от 30.10.2013 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0238002:10, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, ул. Гвардейская, 21, площадью 80 кв.м., и обязании устранить допущенные нарушения (т.1 л.д.3-6).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2014 по делу №А55-25648/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.1 л.д.113-114).

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 решение суда оставлено без изменения (т.1 л.д.134-136)..

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 05.09.2014 по делу №А55-25648/2013 вышеназванные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (т.1 л.д.191-194).

При новом рассмотрении заявитель изменил предмет заявленных требований и просит признать незаконным уведомление Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.10.2013 об отказе в предоставлении в собственность земельного, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский р-н, ул.Гвардейская, д.21 площадью 80 кв.м, кадастровый номер 63:01:0238002:10; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области обеспечить проведение оценки вышеназванного земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности в тридцатидневный срок, а также принять решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка (т.2 л.д.1- 4).

При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Самарской области от 08.12.2014 по делу №А55-25648/2013 заявленные требования удовлетворены.

Суд признал незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении ООО «Солнышко» в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский р-н, ул.Гвардейская, д.21 площадью 80 кв.м, кадастровый номер 63:01:0238002:10, содержащийся в уведомлении от 30.10.2013 № 12-1/2436/13.

Обязал Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Солнышко» путем проведения оценки земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский р-н, ул.Гвардейская, д.21 площадью 80 кв.м, кадастровый номер 63:01:0238002:10 в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности и принятия решения о проведении торгов в форме аукциона по продаже указанного земельного участка (т. 2 л.д.33-36).

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.40-43).

Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

В судебном заседании представитель министерства заявил ходатайство:

- заменить Министерство имущественных отношений Самарской области на Администрацию городского округа Самара в порядке процессуального правопреемства;

- привлечь к участию в деле Департамент управления имуществом городского округа Самара (Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара).

Основанием для заявленного ходатайства как указал представитель министерства, является принятие Закона Самарской области от 26.02.2015 №11-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сфере градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» и статью 5.1 Закона Самарской области «О земле».

Согласно указанному закону полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе Самара с 01.03.2015 осуществляется органами местного самоуправления городского округа Самара.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 22 Устава городского округа Самара, исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара является Администрация городского округа Самара.

Представитель общества возражал по заявленному ходатайству.   

Судом апелляционной инстанции учтено, что порядок исполнения указанного закона не установлен, документы министерством в Администрацию городского округа Самара не переданы, поэтому в удовлетворении заявленного ходатайства отказано.

Представитель министерства поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.

Представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, на основании договора от 24.04.2006 № 26526з ООО «Солнышко» в аренду предоставлен земельный участок, кадастровым номером 63:01:0238002:10, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, ул. Гвардейская, 21, площадью 80 кв.м., для использования под временный мини-магазин.

Заявитель обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп вышеуказанного земельного участка.

Сообщением от 30.10.2013 № 12-1/2436/13 министерство в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка заявителю отказало. Отказ мотивирован наличием на испрашиваемом земельном участке капительного строения, а также тем, что предполагаемая цель использования земельного участка противоречит градостроительному регламенту (т.1 л.д.9-11).

Считая отказ незаконным и нарушающем его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 №74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара» (далее - Порядок).

Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении № 1 к настоящему Порядку.

В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении № 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.

В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.

Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.

Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

При выявлении на основании

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 по делу n А55-17266/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также