Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по делу n А72-15363/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

06 марта 2015 года                                                                                  Дело № А72-15363/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2015 года

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кувшинова В.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,

без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 02 марта 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Содружество»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 декабря 2014 года по делу №А72-15363/2014 (судья Корастелев В.А.), принятое в порядке упрощенного производства

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Содружество» (ОГРН 1127326001373, ИНН 7326041630), г.Ульяновск,

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г.Ульяновска (ОГРН 1047301336004, ИНН 7327033286), г.Ульяновск,

об оспаривании постановления от 08.10.2014 № 195/1260 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ: 

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Содружество» (далее – заявитель, обществ, ООО «УК Содружество») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г.Ульяновска (далее - ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска, налоговый орган) от 08.10.2014 № 195/1260 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 руб. (т.1 л.д.2-5).

В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.12.2014 по делу №А72-15363/2014 в  удовлетворении заявленных требований отказано (т.2 л.д.59-61).

В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.65-67).

Налоговый орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, ООО «УК Содружество»  состоит на налоговом учете в ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска на общепринятой системе налогообложения.

В соответствии с поручением от 26.08.2014 № 152, налоговым органом в отношении  ООО «УК Содружество» проведена проверка соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, с использование специального банковского счета. ООО «УК Содружество» вручено требование от 26.08.2014 № 0041 о предоставлении в административный орган в срок не позднее 05.09.2014 документов для проведения проверки.

В установленные сроки 05.09.2014 ООО «УК Содружество» представлены документы необходимые для проведения проверки, а именно: кассовая книга за период с 01.01.2014 по 26.08.2014 (приходные и расходные кассовые ордера), копия приказа лимита остатка кассы на 2014, авансовые отчеты за период с 01.01.2014 по 26.08.2014, выписка с расчетного счета № 40702810700152600016 и № 40702810869000021084 за период с 01.01.2014 по 26.08.2014, квитанции к сумке инкассатора за период с 01.01.2014 по 26.08.2014, журнал кассира-операциониста за проверяемый период, фискальный отчет контрольно-кассовой техники, заводской номер 0046305 за период с 01.01.2014 по 26.08.2014.

По результатам проверки, налоговым органом в отношении ООО «УК Содружество»  составлен протокол от 22.09.2014 № 12205 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ (т.1 л.д.131).

Рассмотрев материалы проверки, уполномоченным должностным лицом ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска 08.10.2014 вынесено постановление №195/1260 по делу об административном правонарушении, которым ООО «УК Содружество» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб. (т.1 л.д.9-11, 128-129).

ООО «УК Содружество», не согласившись с вынесенным постановлением, обжаловало его в арбитражный суд.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.

Частью 2 статьи 15.01 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, является нарушение обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Субъектами правонарушения являются платежные агенты.

Осуществление контроля за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей возложено на налоговые органы в соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», пункта 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе».

Из материалов дела видно, что ООО «УК Содружество» действует в соответствии с договорами (договор энергоснабжения от 01.10.2012 № 5960, договор от 29.10.2012 № 28066 на отпуск воды и прием сточных вод и договор теплоснабжения от 10.09.2012 № 78229птэ).

Согласно договорам финансово-хозяйственной деятельности ООО «УК Содружество», является исполнителем коммунальных услуг в отношении жилых домов, по адресам: г. Ульяновск, ул. Б. Цветной, 6, ул. Отрадная, 3, ул. Отрадная, 5, ул. Отрадная, 7, ул. Отрадная, 9, ул. Шолмова, 45/1, ул. Шолмова, 47 и осуществляет прием денежных средств от физических лиц за жилищно-коммунальные услуги, направленные на исполнение денежного обязательства перед поставщиками.

Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон №103-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона № 103-ФЗ платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

На основании пункта 1 статьи 3 Закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях данного Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Законом № 103-ФЗ и Указанием ЦБ РФ от 26.09.2012 № 2884-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 16.07.2012 № 385-П «О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» платежному агенту - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц в пользу поставщиков за оказанные услуги и выполняемые работы, в банке должен быть открыт отдельный специальный банковский счет № 40821.

В ходе проверки налоговым органом установлено, что специальный банковский счет (счета) у ООО «УК Содружество» отсутствует. ООО «УК Содружество» не использует специальный банковский счет, предназначенный для приема платежей физических лиц за коммунальные услуги, а также услуги по содержанию общедомового имущества, предусмотренный Законом № 103-ФЗ.

ООО «УК Содружество» осуществляет прием наличных денежных средств за жилищно-коммунальные услуги от физических лиц. При приеме денежных средств от населения ООО «УК Содружество» применяет контрольно-кассовую технику, заводской номер 0046305, зарегистрированную в ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска 30.08.2012, установленную по адресу: г. Ульяновск, ул. Отрадная, 5.

Налоговым органом установлено, что наличные денежные средства, поступившие от физических лиц за жилищно-коммунальные услуги, оплата которых производилась через контрольно-кассовую технику, заводской номер 0046305 за период с 01.01.2014 по 26.08.2014 в сумме 35 078 257 руб. 09 коп. были инкассированы на расчетные счета № 40702810700152600016 и № 40702810869000021084, принадлежащие ООО «УК Содружество», что подтверждается предоставленными для проверки документами: выпиской с расчетных счетов обслуживающего банка о движении денежных средств, кассовой книгой, приходными и расходными кассовыми ордерами на приход и расход денежной наличности в кассу предприятия, фискальным отчетом за период с 01.01.2014 по 26.08.2014.

Согласно вкладному листу кассовой книги и приходно-кассовому ордеру последние денежные средства за жилищно-коммунальные услуги поступили в кассу организации, в сумме 342 714 руб. 52 коп. - 26.08.2014.

Таким образом, ООО «УК Содружество» (ИНН 7326041630), являясь платежным агентом, нарушило пункты 14 и 15 статьи 4 Закона № 103-ФЗ, в части неиспользования специального банковского счета, для зачисления жилищно-коммунальных платежей от физических лиц.

Факт нарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении.

Суд первой инстанции правильно указал, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 1 статьи 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 Кодекса) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Доказательств тому, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства Российской Федерации об использовании специальных банковских счетов, в материалы дела не представлено.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, не имеется, поскольку обстоятельства содеянного не являются исключительными и не свидетельствуют о несущественности предмета противоправного посягательства.

Выполняя требования законодательства общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск, осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением в указанной

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по делу n А55-28113/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также