Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 по делу n А72-11923/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

03 марта 2015 года                                                                            Дело № А72-11923/2014

г.Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2015 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Юдкина А.А.,

при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:

от открытого акционерного общества «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» – представителей Самариной Э.Ф. (доверенность от 09 февраля 2015 года), Денисовой Н.Е. (доверенность от 29 декабря 2014 года),

от государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 февраля 2015 года апелляционную жалобу государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 декабря 2014 года по делу № А72-11923/2014 (судья Лубянова О.А.), принятое  по заявлению открытого акционерного общества «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (ОГРН 1087302001797, ИНН 7302040242), Ульяновская область, г.Димитровград, к государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027301167046, ИНН 7325019720), г.Ульяновск,

о признании незаконным решения от 03 июня 2014 года № 142,

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (далее - ОАО «ГНЦ НИИАР», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, с учетом принятых уточнений, о признании незаконным решения государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ-УРО ФСС РФ, отделение ФСС РФ) от 03 июня 2014 года № 142 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на выплаты среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами в сумме 28 806,59 руб., а также штрафных санкций в размере 5 761,32 руб., пени в размере 3 365,70 руб. и отмене решение в указанной части.

Заявитель обратился с ходатайством об уточнении заявленных требований и просит суд признать незаконным решение ГУ-УРО ФСС РФ от 03 июня 2014 года № 142 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на выплаты среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми- инвалидами в сумме 28 806,59 руб., а также штрафных санкций в размере 5 761,32 руб., пени в размере 3 365,70 руб.; расходы по оплате государственной пошлины возложить на ответчика.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22 декабря 2014 года ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований удовлетворено, решение ГУ-УРО ФСС РФ от 03 июня 2014 года № 142 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на выплаты среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами в сумме 28 806,59 руб., штрафных санкций в размере 5 761,32 руб., пени в размере 2 487,15 руб. признано незаконным.  На ГУ-УРО ФСС РФ возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в порядке, установленном законодательством.  С ГУ-УРО ФСС РФ в пользу ОАО «ГНЦ НИИАР» взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.

В апелляционной жалобе ГУ-УРО ФСС РФ просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Дополнительные выходные дни гарантируются родителям трудовым законодательством и предоставляются только тем родителям, которые находятся в трудовых отношениях с организациями; неработающие родители права на такие выходные дни не имеют. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка, то есть зависит от заработной платы родителя. По мнению ГУ-УРО ФСС РФ, дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, предусмотренные ТК РФ, в соответствии с действующим законодательством к государственным пособиями и перечисленным в статьей 8 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах социального страхования» (далее - федеральный закон № 165-ФЗ) видов обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не относятся.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «ГНЦ НИИАР» просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ГУ-УРО ФСС РФ, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании представители заявителя возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ОАО «ГНЦ НИИАР» зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве юридического лица.

Отделением ФСС РФ была проведена выездная проверка плательщика страховых ОАО «ГНЦ НИИАР» по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2013 года. По результатам проверки составлены акты №233 с/с-расходы и 233с/с - доходы от 07 мая 2014 года.

Решением о привлечении страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах №142 от 03 июня 2014 года отделения ФСС РФ ОАО «ГНЦ НИИАР» за предоставление работникам дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона №212- ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) в размере 5 761,32 руб.; начислены недоимка по страховым взносам в сумме 28 806,59 руб., пени в размере 2 487,15 руб.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона №212-ФЗ Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон №255-ФЗ).

Как следует из материалов дела, основанием вынесения оспариваемого решения послужило то, что обществом не были начислены страховые взносы за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам, для ухода за детьми-инвалидами в период за 2011, 2012 и 2013 годы.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Исходя из части 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Как указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 08 июня 2010 года №1798/10 по делу №А71-3574/2009-А31, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Содержащееся в названном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.

Оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона № 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение ГУ-УРО ФСС РФ от 03 июня 2014 года № 142 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах является незаконным в части начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на выплаты среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами в сумме 28 806,59 руб., штрафных санкций в размере 5 761,32 руб., пени в размере 2 487,15 руб.

На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные ОАО «ГНЦ НИИАР» требования.

Доводы апелляционной жалобы о том, что дополнительные выходные дни гарантируются родителям трудовым законодательством и предоставляются только тем родителям, которые находятся в трудовых отношениях с организациями; неработающие родители права на такие выходные дни не имеют; оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка, то есть зависит от заработной платы родителя, не принимаются. Перечисленные обстоятельства не свидетельствуют о том, что спорные выплаты связаны с выполнением трудовых функций и оплатой труда, а поэтому они не могут облагаться страховыми взносами в ФСС РФ.

Ссылка ГУ-УРО ФСС РФ на то, что дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, предусмотренные ТК РФ, в соответствии с действующим законодательством к государственным пособиями и перечисленным в статьей 8 Федерального закона № 165-ФЗ видов обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не относятся, необоснованна. Само по себе отсутствие в статье 8 Федерального закона № 165-ФЗ спорных выплат и их неотнесение к государственным пособиям не исключает  характер государственной поддержки данных выплат.

Довод апелляционной жалобы о том, что в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 июня 2010 года №1798/10 по делу №А71-3574/2009-А31

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 по делу n А55-20056/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также