Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 по делу n А55-12052/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

19 февраля 2015 года                                                                              Дело №А55-12052/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года

В полном объеме постановление изготовлено 19 февраля 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 16.02.2015 в помещении суда апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.11.2014 по делу №А55-12052/2014 (судья Холодкова Ю.Е.), принятое по заявлению некоммерческого партнерства «База туризма и отдыха «Сосновый бор» (ИНН 6323110442, ОГРН 1086300002920), г.Тольятти Самарской области, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г.Самара, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Самарская Лука» (ИНН 6345003910, ОГРН 1026303245616), г.Жигулевск Самарской области, филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, г.Самара, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара, об оспаривании отказа в предоставлении в аренду части земельного участка,

в судебном заседании приняла участие представитель НП БТО «Сосновый бор» Воротынская О.Л. (доверенность от 15.05.2014),

представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука», филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

некоммерческое партнерство «База туризма и отдыха «Сосновый бор» (далее - НП «БТО «Сосновый бор», партнерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУФАУГИ, управление) в предоставлении в аренду части земельного участка с кадастровым номером 63:33:0000000:84 общей площадью 68253 кв.м. для эксплуатации объектов недвижимости НП «БТО «Сосновый бор», изложенный в письме от 04.02.2014 № 2157 и об обязании ТУФАУГИ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов НП «БТО «Сосновый бор».

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Федеральное государственное учреждение «Национальный парк «Самарская Лука» (ФГУ «НП «Самарская Лука»), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области).

Решением от 26.11.2014 по делу №А55-12052/2014 Арбитражный суд Самарской области признал оспариваемый отказ незаконным и обязал управление устранить допущенные нарушения прав и интересов партнерства путем принятия в месячный срок решения о формировании части земельного участка, испрашиваемого партнерством на основании схемы расположения от 07.02.2013, принятия решения о предоставлении в аренду части указанного земельного участка, подготовки и направления в адрес партнерства проекта договора аренды части этого земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении части земельного участка.

В апелляционной жалобе ТУФАУГИ просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. ТУФАУГИ считает обжалованное судебное решение незаконным и необоснованным, указывая на то, что НП «БТО «Сосновый бор» направило неполный комплект документов, необходимых для предоставления ему в аренду части земельного участка.

НП «БТО «Сосновый бор» в отзыве апелляционную жалобу отклонило, считая, что обжалованное судебное решение является законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель партнерства отклонила апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлении представителя партнерства в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, НП «БТО «Сосновый бор» на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества - здания, строения, сооружения, входящие в комплекс базы туризма и отдыха «Сосновый бор» по адресу: Самарская область, Сызранский район, в районе пос. Образцовый б/о «Сосновый бор».

Указанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером 63:33:0000000:84 в границах национального парка «Самарская Лука».

Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимого имущества данный земельный участок, как самостоятельный объект права, является собственностью Российской Федерации и находится в оперативном управлении у ФГУ «НП «Самарская Лука».

НП «БТО «Сосновый бор», имея в границах данного земельного участка объекты недвижимости, на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) обратилось в ТУФАУГИ в Самарской области с заявлением о предоставлении части этого участка в аренду.

Письмом от 04.02.2014 №2157 управление отказало в предоставлении части земельного участка в аренду, сославшись на то, что партнерством не устранены замечания по формированию частей земельного участка, изложенные в письме от 10.07.2013 № 7987, не представлены нотариально заверенные копии документов и документы, подтверждающие нахождение испрашиваемого участка в соответствующей функциональной зоне национального парка.

С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно признал указанный отказ незаконным.

Согласно пункту 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельная категория выделяется земли особо охраняемых территорий и объектов.

Как следует из статьи 95 ЗК РФ, к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Земельный участок, занимаемый национальным парком, сформирован как единый объект права общей площадью 6601473 кв.м., поставлен на кадастровый учет 15.01.2007, относится к категории особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - под лесной фонд.

Как уже указано, на испрашиваемом участке расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности НП «БТО «Сосновый бор».

Право собственности общества на эти объекты зарегистрировано в установленном порядке и никем не оспаривается.

В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

Учитывая императивно установленный запрет на приватизацию участков из земель, отнесенных к особо охраняемым территориям, партнерство обратилось с заявлением о предоставлении в аренду части земельного участка, занимаемой турбазой.

Поскольку объекты недвижимости занимают лишь часть участка национального парка, партнерство вместе с заявлением представило заключение от 14.09.2011 о необходимости использования части участка площадью 68272 кв.м., а также схему испрашиваемой части в границах существующего земельного участка.

Из схемы расположения земельного участка следует, что арендуемый земельный участок является частью сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 ЗК РФ объектами земельных отношений могут являться части земельных участков.

В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 №73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» указано, что закон не ограничивает право сторон заключить такой договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть.

Довод ТУФАУГИ о необходимости составления трех схем частей участка суд первой инстанции обоснованно отклонил.

Как верно указано судом первой инстанции, из положений статей 36 и 95 ЗК РФ следует, что договор аренды части участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам рассмотрения заявления и при этом не предусмотрено предоставление именно трех схем частей.

Кроме того, управление не представило доказательств, опровергающих довод партнерства о том, что в рассматриваемом случае нет необходимости составлять схемы расположения вновь образуемых трех частей земельного участка, поскольку представленная схема достаточна для образования новой одной части участка.

Утверждение ТУФАУГИ о непредставлении партнерством нотариально заверенных документов опровергается материалами дела.

Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 №475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок» не предусмотрено предоставление сведений о нахождении испрашиваемого земельного участка в соответствующей функциональной зоне, в рассматриваемом случае - национального парка.

Таким образом, материалами дела подтверждается вывод суда первой инстанции о том, что НП «БТО «Сосновый бор» представило в управление все необходимые документы для принятия решения о предоставлении испрашиваемой части участка в аренду.

При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил довод управления о несоразмерности испрашиваемого участка той площади, которая необходима для эксплуатации объектов недвижимого имущества.

Как уже указано, с заявлением партнерство представило заключение от 14.09.2011 об обоснованности указанной площади.

Кроме того, письмом от 04.10.2012 №ПП-10/43359 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом поручило ТУФАУГИ согласовать схему раздела земельного участка 63:33:0000000:84, в том числе на участок площадью 68253 кв.м. по заявлению партнерства (т. 2, л.д. 135, 136).

Суд первой инстанции также учел, что директор ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» согласовал представленную партнерством схему части земельного участка, подлежащей предоставлению в аренду.

Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 по делу n А55-14647/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также