Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу n А55-17593/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решения арбитражного суда, не вступившего в законную силу 10 февраля 2015 года Дело № А55-17593/2014 г. Самара Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 года. Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2015 года. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Апаркина В.Н., судей Юдкина А.А., Захаровой Е.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В., с участием в судебном заседании: от Общества с ограниченной ответственностью «Самарский ипотечно-земельный банк» - Киямов Н.З., доверенность от 22.12.2014 г., № 6716-1, от Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары - Корольчук С.А., доверенность от 13.01.2015 г., № 04-15/00104, рассмотрев в открытом судебном заседании 04 февраля 2015 года в зале № 6 апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Самарский ипотечно-земельный банк» на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 декабря 2014 года по делу № А55-17593/2014 (судья Степанова И.К.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Самарский ипотечно-земельный банк» (ОГРН 1026300007030, ИНН 6319029750), г. Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары, г. Самара, о признании незаконным постановления от 16.07.2014 г. № 105 УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Самарский ипотечно-земельный банк» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары № 105 от 16.07.2014 г. о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. Решением суда 1 инстанции от 22 декабря 2014 года в удовлетворении заявления отказано. В апелляционной жалобе Банк просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, суд ошибочно квалифицирует рассматриваемое в материалах дела банковское автоматическое устройство самообслуживания не как банкомат, а как платежный терминал. Ответчиком не доказано то обстоятельство, что спорное автоматическое устройство является платежным терминалом, применительно к положениям Федерального закона № 54-ФЗ (в редакции Федерального закона № 89-ФЗ от 07.05.2013 г.) и разъяснениям Минфина России, изложенным им в письме от 07.07.2014 г. за № 03-01-15/32811. Данное автоматическое устройство позволяет осуществлять операции с использованием платежных карт, находится на балансе у Заявителя как основное средство в качестве банкомата, что отражено в отчетности, предоставляемой в Банк России. Согласно Закону № 54-ФЗ (в редакции Закона № 89-ФЗ от 07.05.2013 г.) кредитная организация не применяет контрольно-кассовую технику при осуществлении банковских операций посредством банкоматов. Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары отзыв на апелляционную жалобу не представила. Представитель Банка в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Инспекции в судебном заседании просил решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Как установлено материалами дела, 27 июня 2014 г. в 15 час. 20 мин. сотрудниками Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары на основании поручения № 82 от 27 июня 2014 г. была проведена проверка выполнения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» ООО «Самарский ипотечно-земельный банк», по результатам которой был составлен акт проверки от 27.06.2014 № 76 (л.д. 86-88). 07.07.2014 года на основании акта проверки в отношении ООО «Самарский ипотечно-земельный банк» Инспекцией был составлен протокол № 135 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (л.д. 94). На основании данного протокола постановлением Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары от 16.07.2014 № 105 Банк был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 30 000 рублей (л.д. 96). В постановлении отражено, что 27.06.2014 г. в 15 час.20 мин. в помещении магазина «Остап», расположенном по адресу: г. Самара, проспект Масленникова, д.40, гражданином Бородиным П.П. было осуществлено пополнение счета для оплаты мобильной связи на сумму 10 руб. через платежный терминал, принадлежащий ООО «Самарский ипотечно-земельный банк». Взамен наличных денежных средств в сумме 10 руб. терминалом выдана квитанция № ОК-СМР-14/42223 на сумму 10 руб. При этом наличный денежный расчет осуществлялся без применения ККТ. Согласно п.12 ст.4 Федерального Закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изменениями и дополнениями от 28.11.2009 г.) платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. В результате Банком была нарушена ст.5 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Отказывая в удовлетворении заявления Банка, суд 1 инстанции исходил из того, что в соответствии с ч.12 ст.4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. В данном случае банком осуществлялись наличные денежные расчеты при оказании услуги по зачислению денежных средств с использованием платежного терминала без применения контрольно-кассовой техники, в связи с чем указанное деяние обоснованно квалифицировано налоговым органом по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Между тем данные выводы Инспекции и суда 1 инстанции являются ошибочными. В соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа. В соответствии со статьями 2 и 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность по применению контрольно-кассовой техники в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки. Согласно пп. 1.1. п.1 статьи 2 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» № 54-ФЗ, кредитная организация не применяет контрольно-кассовую технику, за исключением случаев: - осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала, не отражаемых ежедневно в бухгалтерском учете в соответствии с нормативными актами Центрального банка Российской Федерации; -осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала, установленного за пределами помещения этой кредитной организации; -осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала, не являющегося основным средством этой кредитной организации и не принадлежащего только ей на праве собственности. Таким образом, все предусмотренные данным перечнем случаи применения кредитными организациями ККТ связаны с использованием ими в своей деятельности платежных терминалов, тогда как указанный Закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ оперирует понятиями как «платежный терминал», так и «банкомат». В соответствии с положениями ст.1 Закона под платежным терминалом понимается устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты), под банкоматом - устройство для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента, банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о национальной платежной системе) выдачи и (или) приема средств наличного платежа (банкнот) с использованием платежных карт, наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению клиентов по их банковским счетам и для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений. В данном случае, вопрос об отнесении устройства, используемого кредитной организацией, к банкоматам или платежным терминалам, решается в зависимости от технических (функциональных) возможностей и операций, которые можно осуществлять при его использовании. Отличие в работе банкомата от работы платежного терминала состоит в том, что выполнение какой-либо операции с помощью банкомата требует идентификации лица, ее инициирующего. Такая идентификация достигается в банкомате с помощью платежной карты и ее ПИН-кода. После идентификации клиента банкомат предоставляет клиенту возможность выбрать операцию, которую необходимо выполнить по его банковскому счету. Между тем из материалов дела следует, что в ежеквартальном отчете, предоставляемом в Центральный банк Российской Федерации в лице ГУ ЦБ по Самарской области «Информация о банкоматах и платежных терминалах кредитной организации, предназначенных для оказания платежных услуг» по состоянию на 01.07.2014 года, отражено, что устройство, расположенное по адресу г. Самара пр. Масленникова, д. 40, магазин «Остап» в период с 07.04.2010 г. по 08.05.2014г. использовалось как платежный терминал, а с 09.05.2014 года - как банкомат (л.д. 64-68). Для возможности использования платежных карт на банкомате установлен кардридер (считыватель магнитных карт) и программное обеспечение, предоставленное и поддерживаемое ООО «НПП НКГЕО» согласно договору на оказание услуг по обработке платежей от 02.09.2013 г. № 1 (л.д.14-24). В рамках действующего договора на размещение и техническое обслуживание банковских автоматических устройств самообслуживания (банкоматов, терминалов) № 1 от 26.12.2013 г., заключенного между Банком (заказчик) и ООО «Свежее яблоко» (исполнитель), было заключено дополнительное соглашение № б/н от 03.02.2014 г. о модернизации вышеназванного оборудования до уровня банкоматов, о чем сторонами был подписан акт выполненных работ № 4/1 от 30.04.2014 г. и заключение о тестировании (л.д.44-58). В оспариваемом решении Инспекцией не отражены технические характеристики устройства по приему платежей, используемого Банком в момент проведения указанной проверки в помещении магазина «Остап», расположенном по адресу: г. Самара, проспект Масленникова, д.40, не указано, по каким техническим признакам (функциональным возможностям) оно было идентифицировано проверяющими в качестве платежного терминала, а не банкомата. В свою очередь Министерство финансов Российской Федерации своим письмом, адресованным Национальному совету финансового рынка, от 07.08.2014 г. № 01-02-03/03-39225 "Об уточнении обязанностей кредитных организаций в части применения контрольно-кассовой техники при осуществлении операций с использованием банкоматов и платежных терминалов», разъяснило, что платежным терминалом признается устройство, предназначенное только для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме. При этом в случае, когда устройство обладает хотя бы одной из функций, указанных в приведенном определении банкомата, помимо функции осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме, устройство является банкоматом. Таким образом, указанное в оспариваемом решении Инспекции устройство, используемое Банком по указанному адресу, является применительно к положениям ст.1 Закона банкоматом, а не платежным терминалом. Следовательно, применительно к положениям пп.1.1 п.1 ст.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении денежных расчетов с использованием банкомата Банк, как кредитная организация, не обязан применять ККТ. Вместе с тем из содержания оспариваемого постановления следует, что нарушение требований п.1.1 ст.2 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу n А55-12687/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|