Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 по делу n А55-13047/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

28 января 2015 года                                                                                  Дело А55-13047/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     21 января 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено      28 января 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,

при участии:

от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области – представителя Кокшева А.И. (доверенность № 2-16/08-09 от 12.01.2015),

индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова А.А. (паспорт серия 3613 № 728383 от 14.08.2013), представителя Богдановой И.В. (доверенность от 08.07.2014),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.10.2014 по делу № А55-13047/2014 (судья Черномырдина Е.В.)

по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, Самарская область, г.Самара,

к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Иванову Александру Александровичу, Самарская область, Челно-Вершинский р-н, с. Краснояриха,

о взыскании 5 944 411 руб. 36 коп. в доход областного бюджета,

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя - главы крестьянского хозяйства Иванова А.А. (далее - предприниматель) процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 5 944 411, 36 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Министерство, ссылаясь на выявленные и отраженные в Акте ревизии (проверки) использования гранта главой КФХ Ивановым А.А. от 30.12.2013 нарушения, просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 06.10.2014 по делу № А55-13047/2014 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований Министерства о возврате денежных средств.

В материалы дела поступил отзыв предпринимателя на апелляционную жалобу, в котором он просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 06.10.2014 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель подателя жалобы ее доводы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить.

Предприниматель Иванов А.А., а также его представитель по доверенности возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили апелляционный суд оставить без изменения решение арбитражного суда первой инстанции.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления в 2012 году грантов за счет средств областного бюджета крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществ­ляющим свою деятельность на территории Самарской области, на развитие се­мейных животноводческих ферм, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 14.04.2011 № 124, (далее - Порядок) главе крестьянского (фермерского) хозяйства Иванову Александру Александровичу (далее - глава КФХ Иванов А.А.) был предоставлен грант на развитие семейных животновод­ческих ферм в размере 10 000 000 рублей (пла­тежные поручения от 12.09.2012 № 2465 на сумму 3 900 000  рублей, от 11.09.2012 № 6817 на сумму 6 100 000 рублей).

В соответствии с п.2.2.2. Соглашения № 6 от 06.09.2012 Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Иванов Александр Александрович обязуется соблюдать условия, предусмотренные п.6 Порядка, а именно: расходование гранта в срок, не превышающий 18 месяцев по каждому наименованию (статье) расхода, указанного в утвержденном Получателем плане расходов, являющемся неотъемлемой частью указанного соглашения, с учетом собственных средств получателя и в соотношении не более 60 % за средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, и не менее 40% за счет собственных средств Получателя.

Согласно Плану расходов Индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Александра Александровича общая сумма расходов составляет 16 747 000 рублей, из них средства гранта – 10 000 000 рублей, собственные средства – 1 747 000 рублей, заемные средства – 5 000 000 рублей.

В соответствии с Планом расходов Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Иванов Александр Александрович обязуется использовать вышеуказанные денежные средства на приобретение племенных нетелей на общую сумму 10 000 000 рублей (из них: за счет средств гранта - на сумму 6 000 000 рублей, за счет собственных средств - на сумму 1 000 000 рублей, за счет заемных средств – 3 000 000 рублей), приобретение и монтаж оборудования для содержания крупного рогатого скота на общую сумму 6 747 000 рублей (из них: за счет средств гранта - на сумму 4 000 000 рублей или  за счет собственных средств - на сумму 747 000 рублей, за счет заемных средств – 2 000 000 рублей).

Как установлено судом, ИП Ивановым А.А. заключен договор поставки от 02.07.2012 № 75 с ООО «Молочная индустрия» на сумму 6 747 000 руб. Договором  предусмотрено:

- установка доения в молокопровод УНИМИЛК-100Н на сумму 1 800 000 руб.,

- установка охлаждения молока закрытого типа УОМ ЗТ-4000 NERENTA на сумму 950 000 рублей,

- установка доения в летнем лагере УДЛЛ-8 на сумму 900 000 рублей,

- транспортер полнокомплектный TCH-160АМ на сумму 600 000 рублей,

- плита животноводческая на сумму 882 000 рублей,

- анкерный крепеж плиты животноводческой на сумму 105 000 рублей,

- лоток транспортера ТСН-160АМ на сумму 450 000 рублей,

- стойловое оборудование привязного содержания с системой поения на 100 КРС на сумму 1 060 000 рублей.

ИП Ивановым А.А. также заключен договор купли-продажи племенных нетелей от 20.09.2012, по которому произведена оплата 03.12.2012 в сумме 7 500 000 руб. и 17.12.2012 в сумме 2 500 000 руб.

По результатам ревизии (проверки) использования гранта главой КФХ Ивановым А.А. в соответствии с условиями и целями, определенными Поряд­ком, проведенной на основании приказа министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 27.11.2013 № 310-п, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области выявлены наруше­ния, отраженные в  Акте (проверки) использования гранта главой КФХ Ивановым А.А. от 30.12.2013.

Так, в Акте отражены нарушения  в части использования средств гранта на цели, не предусмотренные Поряд­ком на общую сумму 193 473 руб. 01 коп.

Кроме того, в Акте отражено, что при перечислении денежных средств в сумме 7 500 000 руб­лей по договору купли-продажи племенных нетелей от 20.09.2012 № 133, главой КФХ Ивановым А.А. не соблюдено условие расходования гранта, указанное в абзаце третьем пункта 6 Порядка (расходование получателем гранта в срок, не превышающий 18 месяцев по каждому наименованию (статье) расхода, указан­ного в утверждённом плане расходов, с учётом собственных средств получателя и в соотношении не более 60% за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счёт поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета и не менее 40% за счет собственных средств получателя (наименования (статьи) расходов указаны в абзацах со второго по шестой пункта 8 Порядка) в сумме 5 750 938,35 рублей.

Согласно пункту 6 Порядка гранты предоставляются получателям при со­блюдении следующего условия: - расходование получателем гранта в срок, не превышающий 18 месяцев по каждому наименованию (статье) расхода, указанного в утвержденном плане расходов, с учетом собственных средств получателя и в соотношении не более 60% за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет по­ступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, и не менее 40% за счет собственных средств получателя (наименования (статьи) расходов указа­ны в абзацах со второго по шестой пункта 8 Порядка).

В связи с этим Министерство пришло к выводу о том, что ИП Ивановым А.А. не были соблюдены условия Порядка предоставления гранта.

В целях соблюдения вышеуказанного порядка возврата субсидий Министер­ством была направлена в адрес ответчика ИП главы КФХ Иванова А.А. пре­тензия от 25.04.2014 № МСХ-2-16-21/1218 с требованием о возврате бюджетных средств в доход областного бюджета. Однако до настоящего времени указанная сумма ответчиком не возвращена.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящими требованиями.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В обоснование исковых требований Министерство ссылается на несоблюдение ответчиком условий Порядка предоставления субсидии.

Ответчик, возражая против исковых требований, указывает на то, что Порядок не содержит условий о соблюдении пропорции в день перечисления денежных средств.

Согласно информации об использовании средств, приложенной к акту ревизии, на расчетном счете ответчика денежные средства имелись в пропорции, предусмотренной Порядком, на 13.09.2012 года 5 012 524 руб. 13 коп. - собственные средства и 10 000 000 руб. - средства гранта.

Ответчиком, в несколько этапов, была произведена оплата договора поставки № 75 от 02.07.2012 года в целях приобретения и монтажа оборудования для содержания крупного рогатого скота, предусмотренных планом расходов.

В подтверждение целевого использования средств гранта также ответчиком были представлен договор купли-продажи племенных нетелей от 20.09.2012 года, по которому произведена оплата 03.12.2012 года в сумме 7 500 000 руб. и 17.12.2012 года в сумме 2 500 000 руб., что подтверждается актом ревизии.

Согласно пункту 6 Порядка гранты предоставляются получателям при со­блюдении следующего условия:

-расходование получателем гранта в срок, не превышающий 18 месяцев по каждому наименованию (статье) расхода, указанного в утвержденном плане расходов, с учетом собственных средств получателя и в соотношении не более 60% за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет по­ступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, и не менее 40% за счет собственных средств получателя (наименования (статьи) расходов указа­ны в абзацах со второго по шестой пункта 8 Порядка).

При этом условий о том, что пропорция, предусмотренная п.6 Порядка считается соблюденной только при расходовании собственных денежных средств с расчетного счета, а также условий о соблюдении этой пропорции в день перечисления денежных средств, не зависимо от того, окончательный это платеж по данной статье (наименованию) расхода или нет, Порядок не содержит.

Таким образом, истец не учел тот факт, что на момент проведения проверки с 02.12.2013 по 26.12.2013 получатель гранта не мог еще в полном объеме произвести софинансирование за счет собственных средств, ввиду того, что с момента выдачи гранта истекло только 15 месяцев, а план расходов предусматривает срок исполнения  - 18 месяцев, то есть март 2014 года.

Таким образом, доводы истца о несоблюдении ответчиком пропорции расходования денежных средств с расчетного счета, правомерно отклонены судом первой инстанции.

Одновременно в ходе проверки ИП Главы КФХ Ивановым А.А. истцом выявлено нецелевое использования средств гранта на сумму 193 473 руб. 01  коп., которые были израсходованы на текущие нужды.

Однако судом установлено, что индивидуальный предприниматель является субъектом гражданской правоспособности, и открытый им расчетный счет характеризуются сложным двойственным правовым положением. Индивидуальный предприниматель одновременно является и физическим лицом, а открытый им расчетный счет - лицевым счетом физического лица.

Законодательного запрета на осуществление личных платежей с расчетного счета Индивидуального предпринимателя нет, а правовая природа расчетного счета ИП не позволяет обособить средства, полученные от предпринимательской деятельности и личные средства предпринимателя.

На банковском счете ИП Иванова А.А. не было обособления средств гранта и 40% собственных средств (предусмотренного Соглашением от 06.09.2012 № 8 софинансирования средств гранта) от иных денежных средств предпринимателя (иного истцом не доказано).

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

В силу статьи 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Исходя из обстоятельств дела, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что ИП Главой КФХ Ивановым А.А. соблюдались требования Порядка, принцип адресности и целевого характера гранта соблюдены в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы о нецелевом использования средств гранта на сумму 193 473 руб. 01  коп. индивидуальным предпринимателем опровергаются материалами дела.

Действительно, как установлено судом, законодательного запрета на осуществление личных платежей с расчетного счета индивидуального предпринимателя нет, а правовая природа расчетного счета ИП не позволяет обособить средства, полученные от предпринимательской деятельности и личные средства предпринимателя.

Доводы жалобы о  несоблюдении условий расходования гранта были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка.

Также суд

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 по делу n А65-21618/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также