Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по делу n А55-15166/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

 

27 января 2015 года                                                                                Дело №А55-15166/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Морозова В.А.,

судей Буртасовой О.И., Деминой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмаковой И.С.,

с участием:

от истца – Самаркина В.И., представитель (доверенность № Д05-01/2172 от 08.08.2014 г.);

от ответчика – Яшин В.М., директор (решение № 3 от 07.12.2012 г., паспорт),          Яшина Л.В., гл. бухгалтер (доверенность от 16.12.2014 г.), Дудко П.И., юрист (доверенность от 27.05.2014 г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 января 2015 года в зале № 2 помещения суда апелляционные жалобы Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара и общества с ограниченной ответственностью «Векторстройпроект» на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 октября 2014 года по делу №А55-15166/2014 (судья Зафран Н.А.)

по иску Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (ОГРН 1036300450086, ИНН 6315700286), г. Самара,

к обществу с ограниченной ответственностью «Векторстройпроект» (ОГРН 1026300532895, ИНН 6311046513), г. Самара,

о расторжении муниципального контракта,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее – Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Векторстройпроект» (далее –                         ООО «Векторстройпроект», Общество, ответчик) о расторжении заключенного сторонами муниципального контракта № КС-ПИР-0-0428-12 от 10.04.2012 г. на разработку проектной документации по объекту: «Здание по адресу: ул. Степана Разина, д. 31 в Самарском районе».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.10.2014 г. исковые требования оставлены без удовлетворения. С Департамента в пользу Общества взыскано 20000 руб. – судебных расходов.

Истец с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить как незаконное и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Ответчик также не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение изменить в части, дополнив в мотивировочной части судебного акта в качестве основания отказа в удовлетворении иска:

- отказ подрядчика от 21.07.2014 г. за № 69 от муниципального контракта № КС-ПИР-0-0428-12 от 10.04.2012 г.;

- решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2014 г. по делу        №А55-3065/2014.

В обоснование своей апелляционной жалобы ответчик ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Кроме того, ответчик просил взыскать с Департамента в свою пользу расходы по оплате услуг адвоката в размере 20000 руб. за подготовку документов в суд апелляционной инстанции и участие в суде апелляционной инстанции, представив соглашения на оказание юридической помощи от 10.11.2014 г. и квитанцию серии ДП №000042 от 10.11.2014 г.

Отзывы на апелляционные жалобы друг друга стороны не представили.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, и отклонил доводы апелляционной жалобы ответчика.

Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, а апелляционную жалобу истца просили оставить без удовлетворения. 

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционных жалобах сторон, заслушав выступления присутствующих в судебном заседании представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенного 27.03.2012 г. открытого конкурса на основании решения единой Комиссии Администрации городского округа Самара от 27.03.2012 г. протокол № 0342300000112000075-3 между Департаментом (заказчик) и Обществом (подрядчик) был заключен муниципальный контракт № КС-ПИР-0-0428-12 от 10.04.2012 г. на проектирование объекта: «Здание по адресу: ул. Степана Разина, д. 31 в Самарском районе» (далее – контракт), по условиям которого подрядчик обязуется выполнить проектные работы по объекту: «Здание по адресу: ул. Степана Разина, д. 31 в Самарском районе», согласно долгосрочной целевой программе городского округа Самара «Дошкольное детство» на 2011-2016 годы и сдать ее заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить ее.

Предусмотренные контрактом работы выполняются подрядчиком в полном соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями к проектной документации, они должны соответствовать требованиям регламентов, Постановлению Правительства от 16.02.2008 г. № 87 и другим действующим нормативным правовым актам Российской Федерации в части состава, содержания и оформления проектной документации, а также утвержденному заданию на проектирование (приложение № 1), являющимся неотъемлемой частью контракта (пункт 1.2. контракта).

Согласно пункту 1.3. контракта наименования, сроки выполнения отдельных видов работ и получение положительного заключения Государственной экспертизы определяются календарным планом (приложение № 2), являющимся неотъемлемой частью контракта.

Пунктом 1.4. контракта предусмотрено, что срок выполнения работ по контракту – 5 месяцев в соответствии с календарным планом с учетом получения положительных заключений Государственной экспертизы по проектной и сметной документации.

Таким образом, работы по контракту должны были быть выполнены в период с 10.04.2012 г. по 31.08.2012 г.

В соответствии с пунктом 5 задания на проектирование объекта (приложение № 1 к контракту) проектирование должно производиться в 3 стадии:

1 стадия – предпроектные проработки. На этой стадии было необходимо рассмотреть возможность надстроя третьего этажа и увеличения площади существующего здания, согласовать специальные технические условия по пожарной безопасности, решить вопросы с отступлением от санитарно-гигиенических и экологических норм, согласовать объемно-планировочные и технологические решения с Департаментом образования Администрации городского округа Самара. Согласно календарному плану работ (приложение № 2 к контракту) разработка 1 стадии должна быть завершена до 01.06.2012г.

2 стадия – проектная документация. К разработке указанной документации можно приступить после разработки предпроектных предложений.

3 стадия – рабочая документация, к разработке которой можно приступить после получения положительного заключения Государственной экспертизы по проектной документации.

После разработки рабочей документации необходимо разработать сметную документацию и получить положительное заключение Государственной экспертизы по сметной документации.

Таким образом, 31.08.2012 г. подрядчик в соответствии с пунктом 4.1.1. контракта обязан был передать заказчику готовую проектную и сметную документацию с положительными заключениями Государственной экспертизы по проектной и сметной документации.

В соответствии с пунктом 3.1. контракта цена работ по контракту определялась сводкой затрат, являющейся неотъемлемой частью контракта (приложение № 3), и составила 3874815 руб. 43 коп.  

Из материалов дела усматривается, что подрядчик выполнил и сдал, а заказчик принял результаты работ по контракту на общую сумму 1599822 руб. 01 коп., что подтверждается подписанными сторонами актами о приемке выполненных работ от 21.09.2012 г. на сумму 555800 руб. 04 коп. и от 09.11.2012 г. на сумму 1044021 руб. 97 коп.

Выполненные работы по акту от 21.09.2012 г. на сумму 555800 руб. 04 коп. были оплачены заказчиком платежным поручением № 67 от 16.10.2012 г.

Уклонение заказчика от оплаты выполненного этапа работ по акту от 09.11.2012 г. на сумму 1044021 руб. 97 коп. явилось основанием для обращения подрядчика в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности по контракту.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.04.2013 г. по делу       №А55-2303/2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 г., исковые требования Общества удовлетворены частично. С Департамента в пользу Общества взыскано 835217 руб. 57 коп. – задолженности, составляющей 80% от стоимости предъявленных к оплате проектных работ по акту приемки от 09.11.2012 г. на сумму 1044021 руб. 97 коп., поскольку экспертиза проектной документации на момент разрешения судебного спора проведена не была.

Данное решение исполнено Департаментом 18.10.2013 г., что подтверждается платежным поручением № 733 от 15.10.2013 г. на сумму 835217 руб. 57 коп.

Департамент обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с Общества неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту в размере 9419676 руб. 31 коп. и штрафа за нарушение сроков начала и окончания работ в размере 542 руб. 47 коп.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2014 г. по делу №А55-3065/2014 в удовлетворении исковых требований отказано.

Ссылаясь на существенное нарушение ответчиком условий контракта, истец направил в его адрес соглашение о расторжении контракта в двух экземплярах для подписания и возвращения в адрес Департамента в месячный срок.

Поскольку стороны не достигли соглашения о расторжении контракта, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь на нормы статей 309, 432, 450, 708, 716, 720, 721, 722, 746, 753, 756, 758-763, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 47-49, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статью 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», часть 3 статьи 3 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 209-ФЗ «О геодезии и картографии», Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком в нарушение своих обязательств, предусмотренных пунктами 1.4., 2.3.1., 2.3.2., 2.3.3., 2.3.4., 4.1.1. контракта, не была передана истцу в установленные контрактом сроки, а также в сроки, указанные в письмах истца, готовая проектная и сметная документация с положительными заключениями Государственной экспертизы по проектной и сметной документации, что лишает Департамент как муниципального заказчика, действующего в интересах городского округа Самара, права пользоваться результатами работ, препятствует размещению муниципального заказа на выполнение работ по реконструкции объекта: «Здание по адресу: ул. Степана Разина, д. 31 в Самарском районе» и может повлечь для заказчика необходимость проведения новых закупок для привлечения подрядных организаций на разработку вышеуказанной документации, связанных с дополнительным расходованием бюджетных средств.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.10.2011 г. № 9382/11, настоящий спор подлежит разрешению с учетом норм о договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и общих норм о подряде.

Согласно пункту 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее – государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

С учетом вышеназванных правовых норм истец, утверждающий, что ответчик допустил существенное нарушение контракта и что имеются основания для его расторжения, должен доказать не только сам факт нарушения, но и его существенный характер, что продолжение действия контракта влечет для него негативные последствия (ущерб, дополнительные расходы и т.п.).

Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12.04.2011 г. № 12363/10, для расторжения договора в судебном порядке недостаточно только довода истца о нарушение ответчиком сроков, предусмотренных условиями договора.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства с учетом обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами по делу №А55-2303/2013, которые в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение для настоящего дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии вины ответчика в нарушении сроков выполнения работ по контракту и невозможности предоставления проектной документации, соответствующей требованиям технических регламентов и других действующих норм на момент выдачи проектной документации. Ответчик в силу пункта 2 статьи 328, пункта 1 статьи 401, пункта 3 статьи 405, пункта 1 статьи 406, пункта 1 статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации не может

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по делу n А55-12965/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также