Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу n А55-10630/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

20 января 2015 г.                                                                               Дело № А55-10630/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 19 января 2015 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 20 января 2015 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузнецова В.В.,

судей Захаровой Е.И., Корнилова А.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,

с участием:

от заявителя  –Сметанко И.Д., доверенность от 05 декабря 2014 г. №1,

от ответчика –Макридина И.А., доверенность от 02 июня 2014 г. № 6134/8,

от третьих лиц:

от ООО «УниСнаб» – извещен, не явился,

от ООО «Ваш ломбард» – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «ИнтерМедиаГруп Самара» на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2014 г. по делу № А55-10630/2014 (судья Лихоманенко О.А.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ИнтерМедиаГруп Самара» (ИНН 6316074627, ОГРН 1026301153724), г. Самара,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара,

третьи лица:

общество с ограниченной ответственностью «УниСнаб»,

общество с ограниченной ответственностью «Ваш ломбард»,

о признании недействительными решения и постановления,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ИнтерМедиаГруп Самара» (далее заявитель, Общество)  обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее ответчик) о признании рекламы ненадлежащей от 25.02.2014 г. по делу № 10131-14/8.

По данному заявлению возбуждено производство по делу № А55-10628/2014.

Общество также обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о наложении штрафа по делу № 55-10131-14/8 об административном правонарушении № 30адм-14/18 от 22.04.2014 г.

По данному заявлению возбуждено производство по делу № А55-10630/2014.

Указанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения в деле № А55-10630/2014.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2014 г. по делу № А55-10630/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.

Ответчик считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о  времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в Самарское УФАС России поступило обращение гр-ки Покрышкиной Г.А. от 09.01.2014 г., в котором сообщалось о том, что в бесплатной информационно-рекламной газете «Ва-банкЪ» Самарский выпуск № 48(197) от 05.12.2013 г. на 24-ой странице содержалась реклама следующего содержания: «ВЛОЖИТЕСЬ В ЛОМБАРД - ПОЛУЧИТЕ ДОХОД! Выплачиваем доход - 48% годовых (4% в месяц от вложенных средств), минимальная сумма вложения - 50 тыс. руб. В связи с расширением бизнеса, увеличиваем клиентского потока и открытием новых филиалов ювелирный ломбард приглашает ИНВЕСТОРОВ. Полные условия инвестиций в офисах компании».

Самарским УФАС России установлено, что ООО «ИнтерМедиаГруп Самара» является рекламораспространителем указанной рекламы, то есть лицом, которое осуществило распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, что подтверждается следующими обстоятельствами, что подтверждается представленной копией информационно-рекламной газете «Ва-банкЪ» Самарский выпуск № 48 (197) от 05.12.2013 г., копией договора № 2568 от 01.06.2013 г., заключенного между ООО «УниСнаб» (Заказчик) и ООО «ИнтерМедиаГруп Самара» (Исполнитель), предметом которого является размещение ООО «ИнтерМедиаГруп Самара» рекламно-информационных материалов ООО «УниСнаб» в изданиях, издаваемых обществом, а именно: газета «Ва-банкъ», копией дополнительного соглашения к договору на выполнение работ № 2568 от 01.06.2013 б/н от 10.07.2013, копией приложения № 10 на оказание услуг по размещению рекламы к договору № 2568 от 01.06.2013 на оказание услуг по размещению рекламы от 12.12.2013, копией акта оплаты № ВБ008983 от 26.12.2013.

Исходя из текста рекламного образца, следует, что ООО «Ваш ломбард» предлагает потребителю вложиться в ломбард и получить доход, с указанием процентов (выплачиваем доход - 48% годовых - 4% в месяц от вложенных средств). Вместе с тем, ООО «Ваш ломбард» указывает в своей рекламе, что «в связи с расширением бизнеса, увеличением клиентского потока и открытием новых филиалов ювелирный ломбард приглашает! ИНВЕСТОРОВ!».

Согласно статье 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О ломбардах» (далее - Закон о ломбардах) ломбард вправе принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.

В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона о ломбардах, ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Часть 3 статьи 7 Закона о ломбардах предусматривает существенные условия договора займа, которыми являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии с Законом о ломбардах, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

Таким образом, Закон о ломбардах прямо предусматривает деятельность ломбардов, в которую никак не входят какие-либо инвестиционные вложения. Следовательно, при реализации своих прав на получение надлежащей рекламы, потребители вводятся в заблуждение, так как текст вышеуказанной рекламы воспринимается потребителями в совокупности.

Самарским УФАС России также обоснованно сделан вывод о том, что ООО «ИнтерМедиаГруп Самара» осуществляя выпуск информационно-рекламной газеты «Ва-банкЪ» также приводит рекламу в готовую для распространения форму и, следовательно, является также рекламопроизводителем рекламы.

Довод Общества о том, что оно не является рекламопроизводителем, обоснованно отклонен судом первой инстанции.

Из материалов дела следует, что размещенная в информационно-рекламной газете «Ва-банкЪ» Самарский выпуск № 48 (197) от 05.12.2013 г. реклама не соответствует макету рекламы, предоставленному обществу ООО «УниСнаб» по расположению текста и масштабу.

Так в представленном макете рекламы указано «ООО «Ваш ломбард» Свидетельство о постановке на специальный учет № 0150004644 от 13.08.2010 г. тел.: 201-6007, ул. Победы, 141».

В рекламе размещенной в газете  указано иное «Полные условия инвестиций в офисах компании», что не соответствует макету рекламы и свидетельствует о том, что заявитель самостоятельно изменил текст рекламы, в связи с чем обоснованно признан рекламопроизводителем.

Согласно статье 13 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации. Однако, ООО «ИнтерМедиаГруп Самара» как рекламораспространитель и рекламопроизводитель своим правом о предоставлении документально подтвержденных сведений (в части вложения инвестиций) от рекламодателя ООО «УниСнаб» не воспользовалось.

Самарским УФАС России обоснованно указано, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий нарушения, а в пренебрежительном отношении ООО «ИнтерМедиаГруп Самара» как рекламораспространителя и рекламопроизводителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения законодательства о рекламе.

Несоответствие рекламы требованиям законодательства о рекламе нарушает права и законные интересы потребителей на получение надлежащей и достоверной информации.

Кроме того, реклама финансовых услуг является актуальной темой на территории Российской Федерации. Инвестирование связано с риском, уровень которого зависит от различных внешних факторов.

Опасность возникновения финансовых потерь вследствие наступления неблагоприятных изменений, вероятность которых неизвестна, обусловливает высокий уровень рисков для потребителей финансовых услуг.

Под воздействием рекламы потребитель руководствуется зачастую эмоциями, а не объективными достоинствами или недостатками рекламируемого товара. Неопытность и отсутствие необходимых знаний в сфере финансовой деятельности у значительной части населения нашей страны не позволяют потребителям принять взвешенное, обдуманное решение в вопросах инвестирования и делают их легкой добычей недобросовестных рекламодателей.

Следовательно, гарантируя эффективность деятельности и доходность вложений или обещая ее в будущем при рекламировании финансовых услуг, рекламодатель может не достигнуть желаемого результата и неизбежно введет потребителей в заблуждение, поскольку результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем.

Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама финансовых услуг не должна: содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора;  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, указанная реклама содержит нарушения части 7 статьи 5, пункта 1 и 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет, в том числе рекламораспространитель.

Согласно части 8 статьи 38 Закона о рекламе, рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в Законе о рекламе, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Таким образом, Самарским УФАС России обоснованно в действиях Общества усмотрены нарушения части 7 статьи 5, пункта 1 и 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, что отражено в оспариваемом решении от 25.02.2014 г. по делу № 10131-14/8.

Кроме того, в действиях ООО «ИнтерМедиГруп Самара» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

На основании пункта 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

С учетом норм части 2 статьи 2.1 КоАП РФ правонарушение, совершенное ООО «ИнтерМедиГруп Самара», совершено виновно, т.к. у данного Общества имелась возможность соблюдения требований законодательства РФ о рекламе, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры. В свою очередь, правонарушения подобного рода представляют угрозу охраняемым общественным интересам, т.к. данная реклама связана с привлечением денежных средств граждан.

Оспариваемым постановлением № 30 адм-14/8 от 22.04.2014 по делу об административном правонарушении № 55-10131-14/8 ООО «ИнтерМедиГруп Самара» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ. Заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Наказание за совершенное ООО «ИнтерМедиГруп Самара» правонарушение назначено в пределах санкции, установленной ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

Каких-либо нарушений КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.

Выводы суда в решении соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении АС ПО от 18.12.2014 г. по делу № А 55-10627/2014 между теми же сторонами.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

                                              

 ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2014 г. по делу № А55-10630/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                  В.В. Кузнецов

Судьи                                                                                                                 Е.И. Захарова

А.Б. Корнилов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу n А65-17130/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также