Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2015 по делу n А55-8608/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

19 января 2015 года                                                                       Дело № А55-8608/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2015 г.,

Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2015 г.,

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,

судей Кузнецова В.В., Кувшинова В.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,

с участием:

от Департамента управления имуществом городского округа Самара – извещен, не явился;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – извещен, не явился;

от Министерства имущественных отношений Самарской области – извещен, не явился;

от ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области – извещен, не явился;

от Министерства строительства Самарской области – извещен, не явился;

от Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - извещен, не явился;

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2014 года по делу № А55-8608/2014 (судья Черномырдина Е.В.),

по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,

ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, г. Самара,

Министерства строительства Самарской области, г. Самара,

Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,

о признании решения незаконным и обязании,

УСТАНОВИЛ:

Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным решения от 18.01.2014 № 01/590/2013-385 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок на кадастровых планах (кадастровых картах) территорий кадастровых кварталов №№ 63:01:0248040, 63:01:0248050, 63:01:0248046, 63:01:0252005, 63:01:0252006, площадью 15 473 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Грибоедова; обязании устранить допущенные нарушения путем проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок на кадастровых планах (кадастровых картах) территорий кадастровых кварталов №№ 63:01:0248040, 63:01:0248050, 63:01:0248046, 63:01:0252005, 63:01:0252006, площадью 15 473 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Грибоедова.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек к участию в деле Министерство имущественных отношений Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области и Министерство строительства Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2014 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с выводами суда,  Министерство имущественных отношений Самарской области подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу – удовлетворить.

В апелляционной жалобе указывает, что арбитражным судом первой инстанции не учтено, что согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Податель жалобы ссылается на то, что доказательств формирования земельного участка на кадастровых планах (кадастровых картах) территорий кадастровых кварталов №№ 63:01:0248040, 63:01:0248050, 63:01:0248046, 63:01:0252005, 63:01:0252006, площадью 15473 кв.м в соответствии с документацией по планировке территории, а также с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог Департаментом в материалы дела не было представлено.

По мнению подателя жалобы, учитывая, что в целях разграничения государственной собственности на землю правовое значение имеет наличие на соответствующем земельном участке здания, строения, сооружения, статья 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ, закрепляющая исчерпывающий перечень объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности соответствующему публичному образованию, не позволяет осуществить признание права собственности на земельный участок, на котором располагается улица.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что 04.12.2013 Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок на кадастровых планах (кадастровых картах) территорий кадастровых кварталов №№ 63:01:0248040, 63:01:0248050, 63:01:0248046, 63:01:0252005, 63:01:0252006, площадью 15 473 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Грибоедова.

Сообщением от 18.01.2014 №01/590/2013-385 в совершении вышеназванных регистрационных действий заявителю было отказано. Основанием для отказа явилось отсутствие документов, необходимых для государственной регистрации прав (л.д. 11-14).

При принятии решения об удовлетворении заявленных Департаментом требований о признании указанного отказа в государственной регистрации незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ), автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Закона № 257-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее -Закон о регистрации) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Право собственности городского округа Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Грибоедова зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18 мая 2012 года (л.д. 18).

В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружения находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход прав на недвижимое имущество должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

В соответствии с п. 2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.

Согласно статье 30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 № 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.

Указанным Перечнем предусмотрено представление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Судом первой инстанции верно отмечено в решении, что учитывая наличие государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Грибоедова, в рассматриваемом случае достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка. Указанные документы на государственную регистрацию были представлены, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию (л.д. 19) .

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» форма кадастрового паспорта земельного участка утверждена приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 № 831. Данная форма не предусматривает отражения в кадастровом паспорте земельного участка сведений об объекте недвижимости, расположенном на указанном земельном участке.

Из содержания кадастрового паспорта следует, что он образован для размещения объекта дорожного хозяйства улица Грибоедова.

В силу пункта 2 статьи 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Судом первой инстанции правильно указано на то, что заявителем на государственную регистрацию были представлены документы, по форме и содержанию соответствующие требованиям Закона для регистрации и достаточные для проведения регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок.

Данный вывод соответствует позиции Арбитражного суда Поволжского округа по делу № А55-28460/2013.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно посчитал, что оспариваемый отказ Управления Росреестра по Самарской области противоречит статьям 17 - 20, 30.1 Закона о госрегистрации и нарушает права и законные интересы заявителя. Департамент управления имуществом городского округа Самара в соответствии со ст. 27 Устава городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.

Поэтому судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что заявленные Департаментом требования подлежат удовлетворению.

Доводы, приведенные Министерством имущественных отношений Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2014 года по делу № А55-8608/2014  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                 Е.М. Рогалева

Судьи                                                                                                               В.В. Кузнецов

В.Е. Кувшинов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2015 по делу n А65-14422/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также