Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2014 по делу n А55-17623/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

            ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45     www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

29 декабря 2014 года                                                                             Дело №А55-17623/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 22 декабря 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено:  29 декабря 2014 года

                                                                       

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Юдкина А.А., Захаровой Е.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,

с участием:

от открытого акционерного общества «Проектподшипник» - представителя Бочаровой К.В., доверенность от 14.07.2014 года,

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – представителя Черкасовой Е.Г., доверенность от 30.12.2013 года № 12-8865,

от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области – представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по  апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2014 года по делу                               № А55-17623/2014 (судья  Агеенко С.В.),

принятое по заявлению открытого акционерного общества «Проектподшипник», г.Самара,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя:

- Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа,

                                                    УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Проектподшипник» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик) о признании незаконным отказа.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечено  Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2014 года заявленные  требования удовлетворены.

Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, жалобу - удовлетворить.

В обоснование доводов жалобы ссылается на отсутствие зарегистрированного права федеральной собственности на спорный земельный участок.

Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

Представитель открытого акционерного общества «Проектподшипник» в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в его отсутствие.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов,  выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

ОАО «Проектподшипник» 15.05.2014 года обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации заключенного 15.04.2008 с министерством договора  № 67/12 аренды лесного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал 44, общей площадью 1,50 га, для осуществления рекреационной деятельности.

27.06.2014 Управление Росреестра по Самарской области сообщением № 01/508/2014-508 отказало в государственной регистрации указанного договора аренды на основании абзацев 10, 14 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (л.д. 19-21).

Мотивами отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка послужило отсутствие регистрации права федеральной собственности на арендуемый участок; невозможность проведения регистрации данного договора аренды, в связи с аннулированием из ГКН данного земельного участка.

Заявитель, полагая, что оспариваемый отказ противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.

Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.

Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации  лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Распоряжение    лесными    участками     осуществляется    Российской Федерацией, либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 83 Лесного кодекса РФ).

Судом верно указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не является правовым основанием для отказа в регистрации договора аренды.

Согласно статье 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов,

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013      № 528 осуществление указанных полномочий в Самарской области возложено на третье лицо.

Статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Статья 4.4 Закона N 201-ФЗ содержит специальное правило в отношении лесных участков.

В силу статьи 4. 4 Закона N 201-ФЗ, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г.              N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Таким образом, Закон допускает до 01.01.2015 распоряжение лесным участком и государственная регистрация прав на него без осуществления его кадастрового учета, при условии наличия плана лесного участка.

Согласно статье 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ. К договору аренды лесного участка  применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В соответствии со статьей 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Понятие лесного участка дано в статье 7 Лесного кодекса РФ, согласно которой лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса. В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Лесного кодекса РФ местоположение, границы и площадь лесных участков ; определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Судом установлено, что определение границ переданного в аренду по договору участка было осуществлено в соответствии со статьей 7 Лесного кодекса РФ.

Право аренды ОАО «Проектподшипник» на спорный лесной участок, расположенный по адресу: Самарская область, Самарский лесхоз, Пригородное лесничество, квартал № 44  приобретено на основании протокола о результатах лесного конкурса от 01.06.2001г.

Как действующим Лесным кодексом РФ, так и Лесным кодексом РФ 1997 года установлено, что лесные участки (участки лесного фонда) предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов (аукционов).

В материалах дела отсутствуют данные об оспаривании или признании конкурса по передаче в аренду участка лесного фонда, а также актов государственных органов, недействительными в установленном порядке.

Самарским лесхозом Комитета природных ресурсов по Самарской области с           ОАО «Проектподшипник» заключен договор № 67 аренды участка лесного фонда от 01.06.2001г.

При этом в указанных договорах содержится указание на предоставление участков для осуществления культурно-оздоровительных целей, то есть в соответствии с видами лесопользования, предусмотренными Лесным кодексом РФ 1997 года.

В соответствии с пунктом 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

Таким образом, моментом возникновения гражданско-правовых отношений по аренде спорных участков является момент проведения конкурса на заключение договоров аренды.

Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствии со статьями 25, 29 - 47 Лесного кодекса Российской Федерации, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с актом приема - передачи участка лесного фонда от 01.06.2001г.    ОАО «Проектподшипник» принял участок лесного фонда в квартале № 44 Пригородного лесничества Самарского лесхоза сроком на 49 лет.

Статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» определено, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01 января 2009 года. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Порядку приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом  РФ, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.09.2007 № 258, заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.

Материалами дела подтверждается, что ОАО «Проектподшипник» обратилось в департамент лесного хозяйства Самарской области с заявлением о переоформлении договора № 67 аренды участка лесного фонда 01.06.2001г. на основании уже проведенного лесного конкурса.

Результаты конкурса по передаче в аренду лесного участка расположенного по адресу: Самарская область. Самарский лесхоз, Пригородное лесничество, квартал № 44, а также акты государственных органов недействительными в установленном порядке не признавались.

15.04.2008 департаментом лесного хозяйства Самарской области, в соответствии со своими полномочиями, принято решение о переоформлении договора № 67 аренды участка лесного фонда подписанного 01.06.2001г. между Самарским лесхозом и ОАО «Проектподшипник» на основании протокола о результатах лесного конкурса от 01.06.2001г., с указанием местоположения лесного участка: Самарская область, Самарское лесничество, квартал № 44, площадью 1,5 га и вида использования лесных участков в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ для осуществления рекреационной деятельности.

Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 № 132 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2014 по делу n А65-13369/2014. Отменить решение, Утвердить мировое соглашение, Прекратить производство по делу (ст.139, 269 АПК)  »
Читайте также