Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2014 по делу n А65-14435/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

29 декабря 2014 года.                                                                         Дело № А65-14435/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2014 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бажана П.В.,

судей Рогалевой Е.М., Кувшинова В.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,

с участием:

от заявителя - не явился, извещен,

от ответчика - Гурьянов А.А., доверенность от 13 января 2014 года № 2.2-44/00138,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 16 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 октября 2014 года по делу № А65-14435/2014 (судья Шайдуллин Ф.С.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Премиум», город Альметьевск Республики Татарстан,

к Межрайонной ИФНС России № 16 по Республике Татарстан, город Альметьевск Республики Татарстан,

о признании недействительным решения в части,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Премиум» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 16 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган), с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным решения № 4064 от 30 апреля 2014 года в части доначисления налога в сумме 450 609 рублей.

Решением суда заявленные обществом требования удовлетворены.

Инспекция, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт, об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель инспекции.

На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, выслушав представителя инспекции, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка общества на основе уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 г., а по итогам вынесено решение № 4064 от 30.04.2014 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и обществу предложено уплатить недоимку в сумме 451 006 руб., которое решением УФНС по РТ от 11.06.2014 г. № 2.14-0-18/013906@ оставлено без изменения, а жалоба заявителя без удовлетворения.

Считая решение в части незаконным, заявитель оспорил его в судебном порядке.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 16:45:020119:170, 16:45:020143:485, 16:45:020143:472, 16:45:020143:486, а налоговым органом при начислении земельного налога за 2011 г. применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 г. № 1102 «Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан», но инспекцией при исчислении земельного налога за 2011 г. не принято во внимание следующее.

В силу п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса, а в соответствии с п. 2 ст. 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством РФ, а органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.

На основании п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Судом установлено, что постановлением Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 г. № 1102 «Об утверждении результатов государственной оценки земельных  участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан» утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.

В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 г. № 21-ЗРТ «О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина», абзаца 2 п. 2, п. 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 г. № 524 «О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан», постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 г. № 434 «Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти» постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты «Республика Татарстан», «Ватаным Татарстан», а также «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти».

Указанное постановление опубликовано в официальном издании «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти» от 02.02.2011 г. № 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011 г.

Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 г. № 165-О-О от 01.03.2011 г. от № 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.

Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.

Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ суд апелляционной инстанции считает, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. № 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.

На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, то результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. № 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012 г.

Данные вывод подтверждается постановлениями Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 г. № 2647/11, от 21.09.2010 г. № 4453/10 и постановлением ФАС Поволжского округа от 02.04.2013 г. по делу № А65-19393/2012.

При таких обстоятельствах, применение кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. № 1102, при исчислении земельного налога за 2011 г. не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, а поскольку, произведенное налоговым органом исчисление налога не соответствует закону, то суд первой инстанции при определении размера земельного налога заявителя за 2011 г. правильно исходил из кадастровой стоимости земельных участков заявителя за предыдущий налоговой период - 2010 г. и ставки налога, установленной на 2011 г.

Из ответа Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ следует, что по состоянию на 31.12.2010 г. кадастровая стоимость земельного участка 16:45:020143:485 составила 8 611 470 руб. 18 коп., кадастровая стоимость земельного участка 16:45:020143:472 составила 11 514 200 руб., кадастровая стоимость земельного участка 16:45:020143:486 составила 14 400 809 руб. 94 коп., которая утверждена Постановлением Кабинета Министров РТ от 31.12.2008 г. № 951 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан», а кадастровая стоимость земельного участка 16:45:020119:170, утвержденная Постановлением Кабинета Министров РТ от 18.02.2003 г. № 100 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений», по состоянию на 31.12.2010 г. составила 14 165 709 руб. 40 коп.

Таким образом, земельный налог к уплате за 2011 г. по земельным участкам с кадастровыми номерами: 16:45:020119:170 составляет 212 486 руб., (14 165 709 руб. 40 коп. х 1,5); 16:45:020143:485 составляет 129 172 руб. 05 коп. (8 611 470 руб. 18 коп. х 1,5); 16:45:020143:472 составляет 172 713 руб. (11 514 200 руб. х 1,5); 16:45:020143:486 составляет 216 012 руб. 15 коп. (14 400 809 руб. 94 коп. х 1,5), а на основании этого следует, что сумма земельного налога по вышеперечисленным земельным участкам, подлежащая уплате в бюджет за 2011 г., составляет 730 383 руб. 20 коп. (212 486 + 129 172,05 + 172 713 + 216 012,15).

С учетом перерасчета земельного налога по вышеуказанным участкам, земельный налог к уплате за 2011 г. по 14 земельным участкам должен составить 1 040 926 руб., а не 1 491 932 руб., как указывает налоговый орган, а поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение в части доначисления земельного налога в размере 450 608 руб. (451 006 - 398) земельного налога за 2011 г. подлежит признанию недействительным.

Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных требований.

Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционных жалоб не усматривается.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 октября 2014 года по делу №А65-14435/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                       П.В. Бажан

Судьи                                                                                                                      Е.М. Рогалёва

В.Е. Кувшинов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2014 по делу n А55-3562/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также