Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 по делу n А55-12755/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 443070 г. Самара, ул. Аэродромная 11 «А», тел. 273-36-45 www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решения арбитражного суда, не вступившего в законную силу 3 декабря 2014 года Дело № А55-12755/2014 г. Самара Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года Постановление в полном объеме изготовлено 3 декабря 2014 года Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Балашевой В.Т., судей Кузнецова С.А., Туркина К.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем Баклановой Е.О., с участием: от истца – представитель Объедкова И.В., доверенность от 09.01.2014; от ответчика – представитель Васильева Н.В., доверенность от 01.10.2014 (до перерыва); представитель Матвеев А.А., доверенность от 09.01.2014; рассмотрев в открытом судебном заседании 20-27 ноября 2014 года апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 августа 2014 года по делу № А55-12755/2014 (Зафран Н.А.), по иску Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (ИНН 6315800805), г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "Стройпотенциал" (ИНН 6330020020), г. Самара, о взыскании 21 412 539 руб. 92 коп., УСТАНОВИЛ: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее – министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Стройпотенциал" (далее – общество, ответчик) о взыскании 21 412 539 руб. 92 коп., в том числе: 5 505 961 руб. 86 коп. стоимость оплаченных работ, выполненных с отступлением от государственного контракта № 3.09-1/051 от 19.05.2010, 15 906 578 руб. 06 коп. неустойки за нарушение условий государственного контракта. Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2014 по делу № А55-12755/2014 в иске отказано. Не согласившись с принятым судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявитель жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального и процессуального права. Представитель министерства в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, по изложенным в ней доводам, а представитель общества в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. В судебном заседании 20.11.2014 объявлялся перерыв до 15 час. 45 мин. 27.11.2014. После перерыва судебное заседание продолжено. Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил. Как следует из материалов дела и установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 09.01.2014 по делу № А55-27315/2013, между министерством (государственный заказчик) и обществом (исполнитель) заключен государственный контракт № 3.09-1/051 на выполнение работ по мероприятию «Капитальный ремонт водосбросных сооружений пруда в поселке Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области» от 19.05.2010 (далее - контракт). Согласно пункту 1.1. контракта исполнитель по заданию государственного заказчика обязуется выполнить работу по мероприятию «Капитальный ремонт водосбросных сооружений пруда в поселке Глушицкий муниципального района Большечерниговский Самарской области» и передать государственному заказчику полученные при выполнении указанной работы результаты, а государственный заказчик – принять результат выполненных работ и осуществить их оплату. Пунктом 3.1. контракта стороны согласовали стоимость работ по контракту и объемы подлежащих выполнению работ в стоимостном выражении с разбивкой стоимости подлежащих выполнению работ в каждом периоде (т.1. л.д. 30-83). В редакции дополнительного соглашения № 3 от 24.08.2012 цена контракта составила 25 738 796 руб. 55 коп., в том числе: на 2010 год - 13 782 956 руб. 55 коп., на 2011 год - 3 028 132 руб. 10 коп., на 2012 год - 8 927 707 руб. 90 коп. (т.1. л.д.81-83). В пункте 4.1. контракта стороны согласовали сроки выполнения работ: с момента заключения контракта по 01.10.2012, в том числе: в 2010 году - до 01.11.2010, в 2011 году - до 01.10.2011, в 2012 году - до 01.10.2012. Заключенный сторонами контракт в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.10.2011 № 9382/11, по своей правовой природе является договором строительного подряда, регулируемый нормами параграфов 1 и 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс). В обоснование исковых требований по настоящему делу министерство сослалось на то, что работы на сумму 5 505 961 руб. 86 коп., оплаченные заказчиком, были выполнены некачественно, с отступлением от условий контракта, в связи с чем, по мнению истца, подлежат взысканию с ответчика. Спорная сумма, как указал истец, была оплачена обществу по актам № 2 от 19.07.2010, № 9 от 31.08.2010, № 10 от 30.09.2010. По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 09.01.2014 по делу № А55-27315/2013 на основании заключения эксперта установлено наличие отступлений от проекта и условий контракта в отношении выполненных работ по акту КС-2 от 30.09.2010 № 10. Экспертом установлено, что на момент обследования производились работы по устранению ранее отмеченных недостатков. Качество выполнения работ, указанных в акте по форме КС-2 № 10 от 30.09.2010, как указал эксперт, можно будет определить только по окончанию строительно-монтажных работ, с учетом результатов технического контроля со стороны заказчика и оформленной исполнительной документации. Поскольку на объекте в момент обследования производились работы по устранению ранее выявленных недостатков, ответить на вопрос об устранимости, существенности или несущественности недостатков и пригодности результата работ для обычного использования, можно будет дать после завершения строительно-монтажных работ и предоставления исполнительной документации. В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-27315/2013, в частности, наличие отступлений от проекта и условий контракта в отношении выполненных работ по акту КС-2 от 30.09.2010 № 10 и принятие ответчиком действий по устранению недостатков по контракту, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом настоящего дела. Бесспорных доказательств выполнения подрядчиком работ с ненадлежащим качеством по актам № 2 от 19.07.2010, № 9 от 31.08.2010, истцом в материалы дела не представлено и в рамках рассмотрения дела № А55-27315/2013 данные обстоятельства не установлены. Из материалов дела также не усматривается, что заказчик заявлял подрядчику о недостатках работ, указанных в актах № 2 от 19.07.2010, № 9 от 31.08.2010, и треблвал их устранения в разумный срок. Согласно пункту 3 статьи 723 Кодекса, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков. Таким образом, требование о взыскании неосновательного обогащения может быть удовлетворено при условии прекращения обязательств сторон, расторжении договора (пункт 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 № 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", абзац 3 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 № 35 "О последствиях расторжения договора"). Доказательств расторжения контракта ни по взаимному соглашению сторон, ни в одностороннем порядке одной из сторон в материалы дела не представлено. В заключенном сторонами контракте отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по контракту. Следовательно, в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 425 Кодекса контракт является действующим и обязательства сторон сохраняются, в том числе и обязательства подрядчика по устранению недостатков, выявленных при выполнении работ по акту КС-2 от 30.09.2010 № 10. При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении требований о взыскании оплаченных заказчиком подрядчику 5 505 961 руб. 86 коп. Истцом также заявлены требования о взыскании неустойки в общей сумме 15 906 578 руб. 06 коп., в том числе: на основании пункта 8.4. контракта за нарушение срока выполнения работ в сумме 2 573 879 руб. 66 коп., начисленных за период с 21.12.2012 по 22.05.2014; на основании пункта 8.6. контракта за выполнение работ ненадлежащего качества в сумме 13 332 698 руб. 40 коп., начисленных за период с 21.12.2012 по 22.05.2014. Согласно статье 309 Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. В силу пункта 1 статьи 329 Кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Кодекса). Пунктом 8.4. контракта предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренных государственным контрактом, государственный заказчик вправе потребовать от исполнителя уплату неустойки (штрафа, пеней) в размере 10% от стоимости государственного контракта. Из буквального толкования пункта 8.4. контракта следует, что неустойка в размере 10% от стоимости контракта подлежит взысканию не за какой-либо период нарушения обязательства, а однократно. Между тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 09.01.2014 по делу № А55-27315/2013, были рассмотрены требования министерства к обществу о взыскании неустойки, предусмотренной пунктом 8.4. контракта. Данным судебным актом требование министерства о взыскании штрафной неустойки за нарушение сроков выполнения работ в сумме 2 573 879 руб. 66 коп. (10% от стоимости контракта) признано правомерным, размер неустойки уменьшен на основании статьи 333 Кодекса. В силу изложенного исковые требования министерства, заявленные по настоящему делу, о взыскании неустойки, предусмотренной пунктом 8.4. контракта за нарушение срока выполнения работ в сумме 2 573 879 руб. 66 коп., начисленной за период с 21.12.2012 по 22.05.2014, не основаны на условиях контракта, в связи с чем, правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения. Пунктом 8.6 контракта также предусмотрено, что в случае выполнения работ ненадлежащего качества заказчик вправе потребовать от исполнителя уплату неустойки в размере 0,1% от стоимости работ, подлежащих выполнению на соответствующем этапе работ, на котором работы были выполнены ненадлежащего качества. Согласно пункту 4.1. контракта и календарному плану, согласованному сторонами в качестве приложения № 2 к контракту, работы подлежали выполнению с момента заключения контракта: до 01 ноября 2010 года - в 2010 году; до 01 октября 2011 года - в 2011 году; до 01 октября 2012 года - в 2012 году. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 09.01.2014 по делу № А55-27315/2013 установлено, что работы с отступлениями от проекта, требований строительных норм и правил в выполненных работах, были выявлены по актам от 30.09.2010 №10, от 30.09.2010 № 12, от 01.08.2011 № 15, от 30.09.2011 № 17, № 20 от 31.07.2012 на каждом этапе. В этой связи по делу № А55-27315/2013 требование министерства о взыскании неустойки в размере 12 841 210 руб. 38 коп. на основании пункта 8.6. контракта (по работам на соответствующих этапах 2010 -2012 г.г. признаны правомерными, размер неустойки уменьшен на основании статьи 333 Кодекса. Однако стороны не согласовали выполнение каких-либо этапов работ в период после 01.10.2012 и далее, в том числе на 2013-2014 г.г. Последние акты за 2012 году были оформлены 31.07.2012, при этом, как установлено решением суда по делу № А55-27315/2013, только работы, указанные в акте № 20 от 31.07.2012, были выполнены обществом некачественно. При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истца о взыскании неустойки, предусмотренной пунктом 8.6. контракта за выполнение работ ненадлежащего качества в сумме 13 332 698 руб. 40 коп., начисленных за период с 21.12.2012 по 22.05.2014. Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства. На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет, и считает, что решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, апелляционным судом не установлено. Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, поскольку министерство освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. Руководствуясь статьями 268 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26 августа 2014 года по делу № А55-12755/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа. Председательствующий В.Т. Балашева Судьи С.А. Кузнецов К.К. Туркин Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 по делу n А65-17251/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|