Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2014 по делу n А65-13783/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

28 ноября   2014 года                                                             Дело №А65-13783/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября   2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено  28 ноября   2014 года

председательствующего Дёминой Е.Г., судей Буртасовой О.И., Морозова В.А.,

при ведении протокола судебного заседания Храмовой О.А.,

без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале № 2 апелляционную жалобу государственного автономного учреждения здравоохранения "Камский детский медицинский центр" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2014 по делу № А65-13783/2014 (судья Кашапов А.Р.)

по иску государственного автономного учреждения здравоохранения "Камский детский медицинский центр" (ОГРН 1101650010890, ИНН 1650212950) к государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан", Федеральному Фонду обязательного медицинского страхования о взыскании 1 053 239 руб. 86 коп. руб. неосновательного обогащения.

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное автономное учреждение здравоохранения "Камский детский медицинский центр"  (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском  к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан" (далее – первый  ответчик), о взыскании 1 053 239,86  руб.  неосновательного обогащения.

К участию в деле в качестве соответчика привлечен Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (второй  ответчик ).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан 10.09.2014  заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Истец не согласился с принятым  судебным актом. В апелляционной  жалобе, ссылаясь  на неполное выяснение  обстоятельств, имеющих значение для дела,  недоказанность имеющих значение  для дела обстоятельств, которые суд посчитал  установленными,  несоответствие  выводов суда  обстоятельствам дела, просит решение  отменить,  принять по делу новый судебный акт.

По мнению истца суд принял  решение  по формальным основаниям.  Вывод суда первой инстанции о том, что  истец не оспорил  акт проверки от 27.09.2013  является необоснованным, поскольку указанный акт не соответствует  признакам ненормативного  правового  акта.

Судом не дана оценка доводам истца о том,  что  денежные средства  были израсходованы   медицинским учреждением по целевому назначению.

Представители  сторон, надлежащим образом извещенных  о времени и месте  судебного разбирательства, в судебное заседание  не явились,  что в соответствии со статьями  123, 156, 266 Арбитражного  процессуального кодекса Российской  Федерации  (далее АПК РФ) не  является  препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие

Проверив  материалы дела,  ознакомившись с отзывом первого  ответчика,   оценив доводы  апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами,  суд апелляционной инстанции  установил.

Из искового  заявления следует, что    первый    ответчик с 16.09.2013 по 27.09.2013 провел выборочную проверку реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 годы" в государственном автономном учреждении здравоохранения "Камский детский медицинский центр" за период с 01.04.2011 по 31.12.2012, о чем составил акт от 27.09.2013.

В результате  проверки  ответчик выявил, что истцом допущено нецелевое использование средств ОМС в сумме 1 060 460,48 руб. Истцом было направлено возражение относительно составленного акта. После рассмотрения возражений на акт проверки ответчик уведомил о том, что использование средств не по целевому назначению составляет 1 053 239, 86 руб. Возражение в части выплат, произведенных врачу-офтальмологу и врачу-терапевту акушерского отделения патологии беременных № 1 в сумме 7220,62 руб. исключено.

Таким образом, использование средств не по нецелевому назначению по акту проверки от 27.09.2013 составило  1 053 239, 86 руб. в том числе 917 503,9 руб.- по внедрению стандартов медицинской помощи, повышению качества и доступности амбулаторной медицинской помощи при отсутствии лицензии; 123 929,84 руб. - выплаты стимулирующего характера работникам, не имеющим сертификата специалиста; 9088,13 руб. - выплаты стимулирующего характера медицинским работникам при наложении рабочих часов по основной ставке и по совместительству; 2717,99 руб. - по проведению углубленной диспансеризации 14-летних подростков выплаты стимулирующего характера врачу урологу-андрологу при отсутствии сертификата.

В заключительной части акта проверки от 27.09.2013 истцу было предложено восстановить использованные не по целевому назначению средства, с учетом принятых возражений истца на сумму 7220,62 руб. на общую сумму 1 053 239,86 руб. и в месячный срок направить информацию о принятых мерах по устранению выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков.

Истец по платежным поручениям № 300479 от 29.11.2013 на сумму 599 756,21 руб. и № 319191 от 17.12.2013 на сумму 453 483,65 руб. перечислил  денежные средства   на сумму 1 053 239,86 руб.

В порядке досудебного урегулирования  истец  направил первому ответчику  претензию от 19.03.2014 о возврате денежных средств на общую сумму 1 053 239,86 руб., которая последним была оставлена без  удовлетворения, что явилось основанием  для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее  ГК РФ)            лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Ответчик (ТФОМС) в соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее -  Федеральный закон № 326-ФЗ) осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

Суд  первой инстанции правильно указал  ТФОМС не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку получателем денежных средств является Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования.

Пунктом 14 статьи 50 Федерального закона № 326-ФЗ установлено, что контроль за использованием средств, предусмотренных на финансовое обеспечение программ и мероприятий по модернизации здравоохранения, предоставленных на внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, осуществляется также территориальными фондами.

Порядок проведения проверок медицинских организаций установлен Положением о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 № 73.

Пунктом 18 Положения о контроле предусмотрено, что при проверке использования средств, полученных на финансовое обеспечение мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации (далее - Программа модернизаций) по внедрению стандартов медицинской помощи, повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (включая мероприятия по проведению углубленной диспансеризации подростков), проверяются: документы, подтверждающие обоснованность расходования средств; обоснованность начисления заработной платы, правильность ее расчетов и сроков выплаты, осуществление уплаты налогов и страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации.

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения: в виде произведения выплат стимулирующего характера медицинским работникам при отсутствии лицензии на осуществление медицинской деятельности, работникам при отсутствии сертификатов специалистов по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи; работникам при наложении рабочих часов по основной ставке и по совместительству по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ГК РФ  право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 24.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию (Федеральный закон от 8.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", действующий до принятия Федерального закона №99-ФЗ).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-Ф3 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" медицинские организации в сфере обязательного медицинского страхования - это организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.

При отсутствии соответствующей лицензии произведение выплат медицинским работникам является нецелевым использованием средств.

По смыслу статьи 50 Федерального закона № 326-ФЗ целью программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации является повышение качества и доступности медицинской помощи.

Программа "Модернизация здравоохранения Республики Татарстан на 2011 -2012 годы" утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.03.2011 № 179.

Указанная программа  включает несколько направлений, одним из которых является повышение качества оказания медицинской помощи в медицинских учреждениях. Данное направление реализуется путем привлечения квалифицированного медицинского персонала за счет усиления мотивации медицинских работников (осуществления дополнительных денежных выплат стимулирующего характера).

Средства программы модернизации в соответствии с пунктами 9 и 10 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан № 308 от 18.04.2011 "О расходовании средств, поступивших для реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 годы", учреждениями здравоохранения Республики Татарстан направляются на осуществление денежных выплат врачам специалистам и специалистам со средним медицинским образованием.

Статьей 100 Федерального закона  от 21.11. 2011  №323ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены лица, имеющие право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации (статья  54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, действующая до принятия Федерального закона 323-ФЗ), а именно, право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Таким  образом, условием получения денежных средств на реализацию программы модернизации является их последующее направление на осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинскому персоналу имеющему право на занятие медицинской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции правильно указал, что   наличие в медицинской организации специалистов, не имеющих право на осуществление медицинской деятельности, при отсутствии сертификатов специалистов, противоречит целям предоставления денежных средств по Программе модернизации, а факт осуществления выплат стимулирующего характера медицинским работникам не имеющим сертификатов специалистов, по смыслу Бюджетного кодекса РФ, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Судом также учтено  то обстоятельство, что акт, принятый в результате проверки, истцом не оспорен.

При  таких обстоятельствах требования истца судом первой инстанции обосновано  оставлены без удовлетворении.

Довод  заявителя жалобы о том, что  указанный акт  не соответствует  признакам  ненормативного правового   акта,  является обоснованным, однако вышеуказанный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного решения.

Обжалуемое  решение  является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для  отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2014 по делу № А65-13783/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного автономного учреждения здравоохранения "Камский детский медицинский центр" - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                               Е.Г. Дёмина

Судьи                                                                                                              О.И. Буртасова

В.А. Морозов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2014 по делу n А65-15239/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также