Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 по делу n А72-3597/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

27 ноября 2014 года                                                                                  Дело № А72-3597/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2014 года

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кувшинова В.Е., судей Рогалевой Е.М., Шадриной О.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,

с участием в судебном заседании:

представителя Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – Шишени Е.Г. (доверенность от 25.12.2013 № 01-14/01/57266),

представитель Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области  - не явился, извещен надлежащим образом,

представитель  Управления Министерства здравоохранения и социального развития по г. Димитровграду и Мелекесскому району - не явился, извещен надлежащим образом,

представитель Управления Министерства здравоохранения и социального развития по Старомайнскому району - не явился, извещен надлежащим образом,

представитель Управления Министерства здравоохранения и социального развития по Новомалыклинскому району - не явился, извещен надлежащим образом,

представитель Управления Министерства здравоохранения и социального развития по Инзенскому району - не явился, извещен надлежащим образом,

представитель Управления Министерства здравоохранения и социального развития по г. Ульяновску - не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 ноября 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 августа 2014 года по делу                № А72-3597/2014 (судья Чудинова В.А.),

по заявлению Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027301167046, 7325019720), г. Ульяновск,

к Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области (ОГРН 1027301185570, ИНН 7325000951), г. Ульяновск,

третьи лица: Управление Министерства здравоохранения и социального развития по г. Димитровграду и Мелекесскому району, Ульяновская область, г. Димитровград,

Управление Министерства здравоохранения и социального развития по Старомайнскому району, Ульяновская область, п.г.т. Старая Майна,

Управление Министерства здравоохранения и социального развития по Новомалыклинскому району, Ульяновская область, с. Новая Малыкла,

Управление Министерства здравоохранения и социального развития по Инзенскому району, Ульяновская область, г. Инза,

Управление Министерства здравоохранения и социального развития по г. Ульяновску, г. Ульяновск,

о взыскании суммы,

УСТАНОВИЛ: 

Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд социального страхования) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением (с учетом уточнения) к Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области (далее – Министерство здравоохранения) о взыскании 239 821 руб. 30 коп. (т. 1 л.д. 2-4, 104).

Определением суда от 23.07.2014 к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены: Управлению Министерства здравоохранения и социального развития по г. Димитровграду и Мелекесскому району, Управлениею Министерства здравоохранения и социального развития по Старомайнскому району, Управлению Министерства здравоохранения и социального развития по Новомалыклинскому району, Управлению Министерства здравоохранения и социального развития по Инзенскому району, Управлению Министерства здравоохранения и социального развития по г. Ульяновску.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.08.2014 по делу № А72-3597/2014 заявленные требования удовлетворены. Суд взыскал с Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области в пользу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации денежные средства в размере 239 821 руб. 30 коп. (т. 2 л.д.159-160).

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 3 л.д.3-8).

Фонд социального страхования апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей Министерства здравоохранения и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель Фонда социального страхования отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя Фонда социального страхования, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1162 «О порядке финансирования расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке», между Фондом и Министерством заключен договор от 21.12.2012 № 740 о финансировании расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность) в установленном порядке (т.1 л.д.22-26, 36-40).

Из отчета Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области (далее — Министерство) за декабрь 2013 о расходовании вышеуказанных средств, представленного в Фонд социального страхования, следует, что остаток средств на конец отчетного периода составляет по единовременному пособию при рождении ребенка - 32 194,57 руб. (таблица № 1, строка 7), по ежемесячному пособию по уходу за ребенком - 40 138,38 руб. (таблица № 2, строка 7) и остаток средств неправомерно произведенных Министерством расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком - 186 069,14 руб., всего: 258 402 руб. 09 коп. (т.1 л.д.27-32, 43-48).

Истцом направлено ответчику письмо 28.01.2014 №01-14/02/1863, в котором предлагалось в добровольном порядке перечислить Фонду социального страхования вышеуказанную задолженность в срок до 14.02.2014 (т.1 л.д.33).

Денежные средства Фонду социального страхования в полном объеме не перечислены и остаток не возвращенных Фонду социального страхования средств составляет — 239 821, 30 руб.

Истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Ответчик, возражая по иску, указывает, что сумма задолженности 72 332,95 руб. сложилась до 2005 года по причине допущенных ошибок в отчетности.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.

Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».

Федеральным законом от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон №81-ФЗ) установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

В соответствии со статьей 4  Закон №81-ФЗ выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет: межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования (за исключением единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренных абзацем третьим настоящей части). Порядок финансирования указанных расходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1162 утверждены Правила финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке (далее — Правила № 1162).

На основании статьи 4 Закона № 81-ФЗ, Правил № 1162, договора от 21.12.2012 № 740 (далее — Договор), соглашения от 25.11.2013 № 740-1 о внесении изменений в договор Государственное учреждение — Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) перечислило в 2013 году денежные средства Министерству труда и социального развития Ульяновской области, затем правопреемнику Министерству здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области на выплату пособий вышеуказанной категории лиц.

Наличие задолженности в сумме 186 069 руб. 14 коп. ответчик не оспаривает, указывая, что территориальными органами управления проводятся мероприятия по взысканию неправомерно выплаченных денежных средств.

Истец находится в договорных правоотношениях с ответчиком, в обязанности которого входит возврат истцу по его требованию остатка денежных средств.

Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы ответчика о допущенных ошибках в отчетности.

Ответчик не представил в суд документы, подтверждающие, что сумма 72 332,95 руб. является технической ошибкой в отчете.

Наличие указанной ошибки с 2005 года опровергается материалами дела, в частности, решением суда от 17.06.2010 по делу № А72-1269/2010, в рамках которого рассматривалась отчетность по состоянию на 01.01.2010 и 1 квартал 2010. При этом в решении суда указано, что на 01.10.2010 наличие суммы 137 398,50 руб. (задолженности, взысканной судом), не усматривается.

В соответствии со подпунктом 4 пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 02.12.2013 № 322-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, остатки средств по состоянию 1 января 2014 года, образовавшиеся в результате неполного использования Фондом в 2013 году межбюджетных трансфертов из федерального бюджет на оплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (т. е. неработающим) , а также суммы неправомерно произведенных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации расходов прошлых отчетных периодов на выплату указанных пособий подлежат возврату в федеральный бюджет.

С 01.01.2014 в связи с изменением в Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», постановлением Правительства РФ от 08.10.2013 № 893 субвенции из федерального бюджета на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (т.е. неработающим), предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, а не Фонду.

Поскольку доказательства перечисления ответчиком истцу в полном объеме суммы не представлено, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.

Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Министерством здравоохранения в федеральный бюджет не уплачивается.

Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 августа 2014 года по делу                №А72-3597/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                          В.Е. Кувшинов

Судьи                                                                                                         Е.М. Рогалева

О.Е. Шадрина

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 по делу n А65-16462/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также