Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по делу n А65-10003/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

25 ноября 2014 года                                                                           Дело А65-10003/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена     24 ноября 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено       25 ноября 2014 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,

с участием:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан – представителя Парфишева В.М. (доверенность от 16.06.2014),

индивидуальный предприниматель Хабибуллина Ильгиза Ильдусовна –не явилась, извещена,

от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Татарстан апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 августа 2014 года по делу № А65-10003/2014 (судья Абдуллаев А.Г.),

по заявлению индивидуального предпринимателя Хабибуллиной Ильгизы Ильдусовны, Республика Татарстан г. Альметьевск,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Альметьевск,

при участии третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,

о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан от 24 февраля 2014 года № 27070 в части доначисления земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 114 709 руб., а также соответствующих этой сумме пеней и штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Хабибуллина Ильгиза Ильдусовна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) от 24 февраля 2014 № 27070.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан заявление удовлетворено, признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан от 24 февраля 2014 г. № 27070 в части доначисления индивидуальному предпринимателю Хабибуллиной Ильгизе Ильдусовне земельного налога за 2011 г. в сумме 59 401 руб., а также соответствующих этой сумме пеней и штрафа. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан вменено в обязанность устранить нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Хабибуллиной Ильгизы Ильдусовны.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение арбитражного суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании представитель Инспекции апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки №23697 от 31.12.2013, решением Инспекции №27070 от 24.02.2014 заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в общей сумме 11 843руб. 10 коп. Этим же решением заявителю доначислен земельный налог за 2011 год в сумме 59 401 руб. и пени в размере 12 186 руб. 61 коп.

Не согласившись с указанным решением, заявитель обжаловал его в Управление ФНС России по РТ. Решением от 25.03.2014 г. № 2.14-0-19/00529зг@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по РТ №27070 от 24.02.2014 утверждено.

Полагая решение налогового органа незаконным и необоснованным, заявитель обжаловал его в судебном порядке.

При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Основанием для доначисления заявителю спорной суммы  земельного налога за 2011 год послужило неверное, по мнению налогового органа, применение заявителем кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:45:040105:1040.

Заявитель исчислил земельный налог за 2011 год, применив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:040105:1040 в размере 15 294 498руб. в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 № 951.

Налоговым органом при начислении земельного налога за 2011 год применена кадастровая стоимость   спорного земельного участка, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 № 1102 «Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан» в размере 23 214 640 рублей.

Между тем, налоговым органом при исчислении земельного налога заявителя за 2011 год не принято во внимание следующее.

Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.

На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Судом установлено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 № 1102 «Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан» утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.

В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 № 21-ЗРТ «О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина», абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 № 524 «О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан», постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 № 434 «Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти» постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты «Республика Татарстан», «Ватаным Татарстан», а также «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти».

Указанное постановление опубликовано в официальном издании «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти» от 02.02.2011 № 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.

Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 № 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

В силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд считает, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 №1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.

С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 № 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.

Данные выводы суда согласуются с  постановлениями Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 № 2647/11, от 21.09.2010 № 4453/10, постановлением ФАС Поволжского округа от 02.04.2013г. по делу №А65-19393/2012.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно указано, что  применение кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 № 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.

Поскольку, произведенное налоговым органом исчисление налога не соответствует закону, суд при определении размера земельного налога заявителя за 2011 год правомерно исходил из кадастровой стоимости земельных участков заявителя за предыдущий налоговой период - 2010 год и ставки налога, установленной на 2011 год.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 № 951, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:45:040105:1040 составила 15 294 498руб.

Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 г. № 951 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан», налоговая ставка в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:45:040105:1040 установлена в размере 1,5 %.

Следовательно, земельный налог к уплате за 2011 года по земельному участку с кадастровым номером 16:45:040105:1040 должен составить 114 709 руб. (15 294 498 руб. х 1,5 % : 2).

С учетом перерасчета земельного налога по вышеуказанному участку,  земельный налог к уплате за 2011 год должен составить 114 709 руб., как и указано предпринимателем в спорной декларации,  а не 174 110 руб., как указывает налоговый орган.

Следовательно, решение ответчика о доначислении заявителю земельного налога в сумме 59 401 руб. было обоснованно признано недействительным судом первой инстанции.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Применение  налоговым органом  при исчислении земельного налога за 2011 год, кадастровой стоимости по земельному участку с  кадастровым номером 16:45:040105:1040, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 № 1102, не основано на нормах права.

Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины в силу чего государственная пошлина в рассматриваемом случае не оплачивается и не взимается.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 августа 2014 года по делу № А65-10003/2014 оставить без изменения, апелляционную  жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                           Е.Г. Попова

Судьи                                                                                                          Е.Г. Филиппова

И.С. Драгоценнова

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по делу n А55-14178/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также