Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по делу n А55-2705/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

25 ноября 2014 года                                                                                  Дело №А55-2705/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена  25 ноября 2014 г.

Постановление в полном объеме изготовлено   25 ноября 2014 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Буртасовой О.И., судей Дёминой Е.Г., Шадриной О.Е.,

при ведении протокола Матвеевой М.Н.,

от истца  - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

от ответчика  - представитель Поляков С.А. (доверенность от 01.12.2013),

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 ноября 2014 года                                                                              в зале № 2 апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «РН-Транс»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 июля 2014 года  по делу  №А55-2705/2014 (судья Бунеев Д.М.),

по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «РЖД» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727), г.Хабаровск,

к закрытому акционерному обществу «РН-Транс» (ОГРН 1026303117092, ИНН 6330017677), Самарская область, г.Новокуйбышевск,

о взыскании 71 524 руб. 40 коп.,

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - истец),  обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к закрытому акционерному обществу «РН-Транс» (далее - ответчик), о взыскании платы за пользование вагонами в размере 71 524 руб. 40 коп.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 июля 2014 года  исковые требования  удовлетворены в полном объёме.

Не согласившись с принятым  судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

В качестве доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

 Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным и настаивал на отмене обжалуемого решения.

Истец в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в его отсутствие.

Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Самарской области от 29 июля 2014 года  по делу  №А55-2705/2014 не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 01.02.2012 между ОАО «Российские железные дороги» (перевозчиком) и ЗАО «Юкос-Транссервис» (согласно решению акционера № 1 от переименован в ЗАО «РН-Транс», владелецем) заключен договор № ЮТС/591/2010 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожной станции Дземги Дальневосточной железной дороги, в соответствии с которым осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего к железнодорожной станции Дземги локомотивом перевозчика (далее - Договор).

Согласно п. 14 Договора на железнодорожном пути необщего пользования устанавливаются следующие технологические нормы на количество вагонов, подаваемых на места погрузки, выгрузки для одновременного начала проведения грузовых операций: погрузка нефтепродуктов - 2,0 часа; выгрузка нефти - 2 часа. Технологические нормы на выполнение сдвоенных операций, выгрузка нефти и погрузка нефтепродуктов - 4 часа.

Согласно п.17 «б» Договора в согласованной редакции протокола разногласий владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время ожидания подачи или приема вагонов по причинам, зависящим от владельца.

Пунктом 18 Договора определено, что сборы и платы вносятся путем списания перевозчиком денежных средств с единого лицевого счета владельца на основании договора на организацию расчетов, заключенного между ЗАО «РН-Транс» и ОАО «РЖД».

Между ОАО «РЖД» и ЗАО «РН-Транс» 29.11.2010 заключен договор № ЭР/11 на организацию расчетов, регулирующий взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой клиентом (ЗАО «РН-Транс») провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО «РЖД» платежей.

Пунктом 2.1.11 дополнительного соглашения № 2 к договору на организацию расчетов от 29.11.2010 № ЭР/11 установлено, что в случае нарушения клиентом (ЗАО «РН-Транс»), являющимся грузополучателем, на железнодорожной станции назначения времени подачи, приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), с клиента, являющего грузополучателем, взимается плата за время нахождение таких вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в приложении № 3 к договору.

В феврале 2013 г. с различных железнодорожных станций грузоотправителем ЗАО «РН-Транс» г.Новокуйбышевск в адрес грузополучателя ЗАО «РН-Транс» г.Комсомольск-на-Амуре были отправлены вагоны с грузом «Нефть сырая» по железнодорожным накладным до станции назначения Дземги Дальневосточной железной дороги. Срок доставки истекал с 22.01.2013 по 15.02.2013.

В адрес ответчика спорные вагоны с грузом прибывали с 05.02.2013 по 11.02.2013, о чем в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - УЖТ РФ), п. 5 Договора № ЮТС/591/2010 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ответчик был уведомлен по телефону о времени подачи вагонов на подъездной путь.

В связи с отказом грузополучателя в приеме груза под выгрузку на подъездные пути, на объявленное время подачи, вагоны простаивали на путях станции.

Грузополучателем были нарушены технологические сроки оборота вагонов, что отражено в памятке приемосдатчика, подтверждающих занятость фронтов выгрузки ЗАО «РН-Транс».

В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 45, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.

Время и причина задержки спорных вагонов на путях станции подтверждается актами общей формы и памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов. Данные акты были предъявлены на подпись представителю ЗАО «РН-Транс», однако последний от подписи отказался, о чем также имеется соответствующая запись.

В соответствии со ст. 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

В соответствии с пунктом 5 указанной статьи размер платы за пользование вагонами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в силу того, что ОАО «РЖД» относится к субъектам естественных монополий на транспорте, размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

Грузополучателем на железнодорожной станции назначения нарушены время подачи, приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от ЗАО «РН-Транс», и, следовательно, с клиента, являющего грузополучателем, взимается плата за время нахождение таких вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в приложении № 3 к договору № ЭР/11 на организацию расчетов.

Сумма платы за пользование вагонами составляет 71 524 руб. 40 коп.

В соответствии с п. 6.2 Договора № ЭР/11 от 29.11.2010 на организацию расчетов с ЗАО «РН-Транс» в случае, если споры не урегулированы сторонами в досудебном претензионном порядке, они передаются заинтересованной стороной на рассмотрение Арбитражного суда Самарской области.

Ответчик плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема не произвел.

Сумма задолженности составила 71 524 руб. 40 коп.

Доводы ответчика о том, что он не привлекался к составлению актов общей формы, и задержка вагонов произошла по причинам, не зависящим от него, обосновано отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.

Статьей 11 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов. Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней. Заявки представляются не менее чем за десять дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении.

Сведения, изложенные в согласованной заявке, содержат в себе количество планируемых к перевозке вагонов на указанный в заявке период без указания на конкретные вагоны.

Ответчиком в материалы дела не представлена как сама заявка с указанием в ней на период действия, так и иные документы подтверждающие факт прибытия спорных вагонов ранее согласованной даты в заявке.

Заявка считается выполненной в том случае, если для грузоотправителя подано определенное в заявке количество вагонов.

В соответствии со ст. 34 УЖТ РФ по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.

Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон (ст. 34 УЖТ РФ).

В силу пункта 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования утвержденных Приказом МПС России 18.06.2003 № 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования исчисляется с момента  передачи    вагонов    на  железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути на основании памятки приемосдатчика.

Памятки приемосдатчика являются двусторонним документом. Таким образом, представитель ответчика, подписывая памятку без возражений, удостоверяет таким образом изложенную в ней информацию.

Из представленных в материалы дела памяток приемосдатчика следует, что вагоны ЗАО «РН-Транс» выгружались с нарушением установленных в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования норм - вместо 3-х часов груз выгружался по 5-16 часов.

Судом первой сделан правильный вывод о том, что большое скопление вагонов, прибывающих в адрес ответчика в спорный период, возникло не из-за раннего прибытия груза, а из-за нарушения последним технологических норм на выгрузку груза, установленных в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Доказательств того, что спорные вагоны должны были прибыть по заявке на следующий месяц (а не в текущем месяце), в материалы дела не представлены.

При  учете факта выполнения заявки учитывается количество прибывших вагонов.

Согласно ст. 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

В соответствии с п. 4.6 Правил при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по делу n А65-8611/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также