Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по делу n А55-7937/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

13 ноября 2014 года                                                                                  Дело №А55-7937/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 года

В полном объеме постановление изготовлено 13 ноября 2014 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12.11.2014 в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Самарский речной порт» на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.09.2014 по делу №А55-7937/2014 (судья Агеенко С.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Самарский речной порт» (ИНН 6317023569, ОГРН 1026301421134), г.Самара, к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г.Самара, об оспаривании решения,

в судебном заседании приняли участие:

от ОАО «Порт Самара» - Кириченко И.В. (доверенность от 07.04.2014),

от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области – Объедкова И.В. (доверенность от 09.01.2014 №04),

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Самарский речной порт» (далее – ОАО «Самарский речной порт», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее – Министерство) от 10.01.2014 №27-04-02/68 об отказе во внесении изменений в лицензию от 31.05.2004 СМР 00922 ОПИ на право пользования недрами, а также об обязании Министерства устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в указанную лицензию относительно срока разработки  технического проекта разработки участка недр Переволокский Кольцовского месторождения и продления срока лицензии до 14.02.2017.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.09.2014 по делу №А55-7937/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе ОАО «Самарский речной порт» просило отменить указанное судебное решение, считая, что оно является незаконным и необоснованным.

Министерство в отзыве апелляционную жалобу отклонило.

В судебном заседании представитель общества поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.

Представитель Министерства апелляционную жалобу отклонила по основаниям, приведенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлениях представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела, решением от 10.01.2014 №27-04-02/68 Министерство отказало ОАО «Самарский речной порт» в удовлетворении заявки от 28.11.2013 № 01-03/63 о внесении изменений в лицензию от 31.05.2004 СМР 00922 ОПИ, выданную ему с целью добычи строительного песка на Кольцовском месторождении, расположенном в Ставропольском районе Самарской области.

С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал ОАО «Самарский речной порт» в удовлетворении требования об оспаривании этого решения.

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Из материалов дела следует, что на основании решения Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Самарской области и Администрации Самарской области о переоформлении лицензии от 14.02.1994 СМР №00024 ТЭ на право пользования недрами в связи с реорганизацией пользователя недр - Куйбышевского речного порта Волжского объединенного речного пароходства - путем преобразования (изменения его организационно-правовой формы и наименования) ОАО «Самарский речной порт» была выдана лицензия от 31.05.2004 СМР 00922 ОПИ для добычи речных строительных песков Кольцовского месторождения, расположенного в Ставропольском районе Самарской области.

ОАО «Самарский речной порт» обратилось в Министерство с заявкой 28.11.2013 №01-03/63 о внесении изменений в лицензию от 31.05.2004 СМР 00922 ОПИ в связи с изменением условий и сроков пользования недрами, а именно: общество предложило в срок до 2017 года разработать и согласовать проект на производство добычных работ на участке Переволокский Кольцовского месторождения и продлить срок действия лицензии до 14.02.2017.

В соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Дополнительным соглашением №2 от 2008 года была изменена редакция пункта 2.1 соглашения к лицензии от 31.05.2004 СМР 00922 ОПИ: абзац 3 этого пункта изложен в редакции, согласно которой владелец лицензии в течение двух лет после утверждения запасов песка строительного по участкам недр месторождения «Кольцовское» составляет технические проекты разработки этих участков, согласовывает их в установленном порядке и с заключениями экспертиз представляет в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области.

Запасы строительного песка категории С1 на участке недр Переволокский в количестве 12619 тыс. куб.м утверждены протоколом заседания экспертной комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых в Самарской области от 30.12.2009 №10.

Таким образом, технический проект разработки участка Переволокский общество должно было представить в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области до 31.12.2011, однако этого не сделало.

В соответствии с дополнительным соглашением №1 от 2004 года к указанной лицензии пункт 3.1 соглашения к лицензии от 31.05.2004 СМР 00922 ОПИ изложен в редакции, согласно которой действие соглашения и лицензии устанавливается на срок до 14.02.2014.

Дополнительным соглашением №3 от 2010 года пункт 3.2 соглашения к указанной лицензии изложен в редакции, согласно которой продление срока действия лицензии производится по инициативе владелица лицензии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Самарской области.

Статьей 10 Закона о недрах предусмотрено, что срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.

Согласно части 3 статьи 21 Закона Самарской области от 16.07.2009 №91-ГД «О порядке пользования участками недр местного значения на территории Самарской области» срок действия лицензии может быть продлен по заявке недропользователя, поданной не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия лицензии.

Судебная практика исходит из того, что срок, установленный для подачи заявления на продление пользования недрами, является пресекательным (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2012 № ВАС-8194/12 по делу № А59-1771/2011 и др.).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 № 412-О-О указал, что для целей защиты интересов государства как собственника недр обязательным условием продления срока пользования участком недр является отсутствие у недропользователя нарушений условий лицензий.

Таким образом, основанием для продления срока пользования участком недр является необходимость завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий.

При этом такое продление проводится при условии отсутствия нарушений условий лицензии пользователем недр и подачи им заявки не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия лицензии, то есть в рассматриваемом случае - до 14.08.2013.

Однако ОАО «Самарский речной порт» не исполнило нормативно установленную обязанность по обращению в уполномоченный орган в указанный срок с заявкой об изменении лицензии от 31.05.2004 СМР 00922 ОПИ с приложением необходимых документов.

По состоянию на 28.11.2013 (то есть на дату подачи заявки о внесении изменений в лицензию) отчет о проведении геологоразведочных работ на участке Кольцовский для проведения государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых в Министерство не поступил.

Ссылку ОАО «Самарский речной порт» на подачу в Министерство в 2012 году заявок на продление лицензии суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку данные заявки или отзывались обществом самостоятельно, или были отклонены Министерством в связи с несоблюдением обществом требований к подаче документов (некомплектность, отсутствие обоснований для внесения изменений в лицензию); причем ни один из указанных отказов Министерства не оспаривался в судебном порядке.

Статьей 12 Закона о недрах предусмотрено, что в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

На основании пункта 7 части 1 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

Таким образом, перечень оснований и критериев для принятия того или иного решения по результатам рассмотрения заявления законодательством не установлен, решение принимается уполномоченным органом с учетом конкретных обстоятельств.

С учетом изложенного доводы общества об изменении объема потребления, снижении рентабельности производства по добыче речных строительных песков, в том числе в результате неисполнения контрагентами обязательств по их оплате, суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку указанные обстоятельства не являются обстоятельствами форс-мажора и не могут быть признаны законными основаниями для изменения условий лицензии и продления срока ее действия.

Сложившаяся экономическая ситуация, финансовый кризис и другие обстоятельства, связанные с экономическим развитием страны, также не могут рассматриваться как существенное изменение обстоятельств, позволяющее требовать изменения условий лицензии и продления срока ее действия.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.8.3 Административного регламента предоставления министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области государственной услуги по оформлению, государственной регистрации и выдаче лицензий на пользование участками недр местного значения, распоряжение которыми относится к компетенции субъектов Российской Федерации, внесению в лицензии изменений и дополнений, а также переоформлению таких лицензий, утвержденного приказом Министерства от 18.09.2012 №233, для внесения изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами или продления срока ее действия Министерство запрашивает документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, в случае непредставления их заявителем, в том числе документ, содержащий сведения о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно справке Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Самарской области от 02.12.2013 №06-32/16272 общество имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации по состоянию на 25.11.2013.

Данный факт общество не оспаривает.

Довод общества о том, что неисполнение обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов носило разовый характер, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку указанное обстоятельство не рассматривается действующими нормативными правовыми актами как обстоятельство, свидетельствующее об отсутствие нарушения.

Данный вывод подтверждается судебной практикой.

Письмом от 07.06.2013 №27-04-02/7636 Министерство уведомило ОАО «Самарский речной порт» о прекращении права пользования недрами в соответствии с пунктом 2 Порядка прекращения права пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, а также участками недр местного значения по истечении установленного в лицензии на право пользования участком недр срока ее действия, утвержденного приказом Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 10.12.2009 № 161.

Следовательно, обжалованное судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.

Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по делу n А65-8780/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также