Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по делу n А55-8515/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

13 ноября 2014 года                                                                                Дело №А55-8515/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2014 года

В полном объеме постановление изготовлено 13 ноября 2014 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 10.11.2014 в помещении суда апелляционную жалобу муниципального предприятия городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2014 по делу №А55-8515/2014 (судья Черномырдина Е.В.), принятое по заявлению муниципального предприятия городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» (ИНН 6315702029, ОГРН 1026300966559), г.Самара, к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г.Самара, об оспаривании действий,

в судебном заседании приняли участие:

от МП г.о. Самара «ТТУ» - Погоняева Е.Н. (доверенность от 22.09.2014 №84),

от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области – Объедкова И.В. (доверенность от 09.01.2014 №04),

УСТАНОВИЛ:

муниципальное предприятие городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» (далее - МП г.о. Самара «ТТУ», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом принятого судом изменения предмета заявленных требований) о признании незаконными действий Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее – Министерство), выразившихся в отказе проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов, и об обязании Министерства привести действующий договор аренды лесного участка в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее – ЛК РФ).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2014 по делу №А55-8515/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе МП г.о. Самара «ТТУ» просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. По мнению предприятия, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.

Министерство в отзыве апелляционную жалобу отклонило.

Судебное разбирательство было отложено с 29.10.2014 на 10.11.2014.

В связи с нахождением судьи Драгоценновой И.С. в отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 10.11.2014, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2014 произведена замена судьи Драгоценновой И.С. на судью Филиппову Е.Г.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) после замены судьи Драгоценновой И.С. на судью Филиппову Е.Г.  рассмотрение дела начато сначала.

В судебных заседаниях представитель МП г.о. Самара «ТТУ» поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.

Представитель Министерства апелляционную жалобу отклонила по основаниям, приведенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлениях представителей  в судебных заседаниях, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как видно из материалов дела, между муниципальным предприятием «Трамвайно-троллейбусное управление» и Самарским лесхозом на срок с 30.05.1995 по 30.05.2000 был заключен договор от 06.03.1996 №86 на аренду участка лесного фонда Пригородного лесничества площадью 3,5 га под спортивно-оздоровительный лагерь (квартал 8, выдел 51). Данный договор 05.04.1996 в установленном на тот момент порядке был зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству.

Впоследствии указанный договор дополнительными соглашениями (дополнениями) продлялся с 30.05.2000 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 31.12.2002, с 01.01.2003 по 31.12.2003, с 01.01.2004 по 31.12.2004, с 01.01.2005 по 31.12.2005, с 01.01.2006 по 31.12.2006 и с 15.01.2007 по 31.12.2056.

МП г.о. Самара «ТТУ» обратилось в Министерство с заявлением от 28.01.2014 №05-14-234 о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов по лесному участку, предоставленному в аренду договором от 06.03.1996 №86 (л.д. 23, 24).

Письмом от 12.02.2014 №27-05-02/1513 Министерство возвратило предприятию проект освоения лесов, сославшись на то, что в его заявлении в нарушение требований пункта 5 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 №545, не указаны дата и номер регистрации договора аренды, а, кроме того, не представлен переоформленный договор аренды лесного участка (л.д. 21, 22).

Отказывая предприятию в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ до 01.01.2009, согласно статье 93 ЛК РФ договор аренды лесного участка подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», тогда как ни одно из указанных дополнительных соглашений (дополнений) к договору аренды от 06.03.1996 №86 не зарегистрировано в установленном законом порядке, в связи с чем эти дополнительные соглашения (дополнения) не являются действительными.

При этом судом первой инстанции установлено, что предприятие направило Министерству письма от 25.09.2012 №22-14-2099 и от 08.11.2013 №05-14-2956 о приведении указанного договора аренды в соответствие с ЛК РФ.

При принятии обжалованного решения суд первой инстанции не учел, что договор от 06.03.1996 №86 на аренду участка лесного фонда в момент его заключения государственной регистрации не подлежал и, соответственно, не требовалась регистрация указанных дополнительных соглашений (дополнений). Оформление указанных дополнительных соглашений (дополнений) не свидетельствует о том, что тот же участок лесного фонда предоставлялся в аренду заново.

Таким образом, указанный договор аренды участка лесного фонда является действующим, поскольку срок действия его не истек, и он лишь должен быть приведен в соответствии с новыми требованиями ЛК РФ.

Данные выводы подтверждаются сложившейся судебной практикой (постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.06.2013 по делу №А55-31636/2012, Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.05.2013 по делу №А75-3181/2012, Арбитражного суда Поволжского округа от 07.10.2014 по делу №А55-27961/2013 (решение суда первой инстанции по этому делу отменено судом кассационной инстанции только в связи с тем, что при разрешении спора не был установлен уполномоченный орган по распоряжению спорным земельным участком) и др.).

В соответствии с частью 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов. Согласно части 2 статьи 88 ЛК РФ состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 №69, предусмотрено, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании, в частности, договора аренды лесного участка.

В связи с тем, что указанный договор аренды участка лесного фонда является действующим, предприятие имело право разработать проект освоения лесов.

В соответствии с частью 1 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизы в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. По общему правилу, установленному частью 2 статьи 89 ЛК РФ, государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Рослесхоза от 22.12.2011 №545.

Согласно подпункту 20 пункта 2.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 №528, вопрос проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов находится в ведении Министерства.

В соответствии с Административным регламентом предоставления министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области государственной услуги по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденным постановлением Губернатора Самарской области от 27.06.2014 №167, государственная услуга по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов предоставляется Министерством.

С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия Министерства, выразившиеся в отказе проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 06.03.1996 №86 по основаниям, указанным в письме от 12.02.2014 №27-05-02/1513, являются незаконными и требование предприятия об оспаривании этих действий подлежит удовлетворению.

Ссылка суда первой инстанции на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.2011 №ВАС-13269/11 по делу №А26-6247/2010 является ошибочной, поскольку в этом судебном акте, а также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.02.2012 по тому же делу рассматривалась иная ситуация. В частности, по настоящему делу не рассматривается вопрос о продлении срока действия договора от 06.03.1996 №86 на аренду участка лесного фонда. Данный вывод согласуется с выводом, содержащимся в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07.10.2014 по делу №А55-27961/2013.

В соответствии с частью 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В этой связи суд апелляционной инстанции считает необходимым обязать Министерство в разумный срок рассмотреть заявление предприятия о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов по указанному договору аренды лесного участка.

Суд апелляционной инстанции не может обязать Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов МП г.о. Самара «ТТУ» путем приведения действующего договора аренды лесного участка в соответствии с ЛК РФ, как того просит предприятие, поскольку указанное дополнительное требование не связано с основным требованием по настоящему делу – о признании незаконными действий Министерства, выразившихся в отказе проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов, а, кроме того, суд не может подменять своим мнением мнение органа исполнительной власти, уполномоченного рассматривать вопрос о приведении действующего договора аренды лесного участка в соответствии с ЛК РФ, то есть вопрос, не являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции отменяет обжалованное судебное решение в связи с несоответствием содержащихся в нем выводов обстоятельствам дела и неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (пункты 3 и 4 части 1, часть 2 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, признает незаконными действия Министерства, выразившиеся в отказе проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 06.03.1996 №86, а также обязывает Министерство рассмотреть заявление предприятия о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов.

С учетом положений части 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции взыскивает с Министерства в пользу предприятия расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб., в том числе расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб., понесенные предприятием при подаче заявления в суд первой инстанции, и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб., понесенные им при подаче апелляционной жалобы.

На основании части 5 статьи 110 АПК РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает предприятию из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., излишне уплаченную им платежным поручением от 15.09.2014 №2079 при подаче апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 18 августа 2014 года по делу №А55-8515/2014 отменить.

Признать незаконными действия Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, выразившиеся в отказе проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 06 марта 1996 года №86.

Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области рассмотреть заявление муниципального предприятия городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» о проведении  государственной экспертизы проекта освоения лесов.

Взыскать с Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в пользу муниципального предприятия городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 (Три тысячи) руб.

Возвратить муниципальному предприятию городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (Одна тысяча) руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                               В.С. Семушкин

Судьи                                                                                                              Е.Г. Филиппова

А.А. Юдкин

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по делу n А65-8102/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также