Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2014 по делу n А55-8305/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45 www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решения арбитражного суда, не вступившего в законную силу

05 ноября 2014 года                                                                          Дело №А55-8305/2014

город Самара

Резолютивная часть постановления оглашена 28 октября 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 05 ноября 2014 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Туркина К.К.,

судей Балашевой В.Т., Кузнецова С.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Баклановой Е.О.,

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 августа 2014 года по делу А55-8305/2014 (судья Балькина Л.С.)

по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"

к открытому акционерному обществу "Волжско-Уральская транспортная компания",

Третье лицо:

 - ОАО «ОрклаБрэндс Россия»

о взыскании 715 200 руб.,

с участием:

от истца – представитель Киреева Т.М., доверенность от 30.06.2014,

от ответчика – представитель не явился, извещен надлежащим образом,

от третьего лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом.

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Волжско-Уральская транспортная компания" о взыскании 715 200 руб. штрафа за задержку вагонов.

Ответчик в суде первой инстанции заявил ходатайство об уменьшении размера неустойки по ст. 333 ГК РФ.

Определением от 02.07.2014 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО  «ОрклаБрэндс Россия».

Решением суда первой инстанции от 14 августа 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 14 августа 2014 года, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что вывод суда первой инстанции о том, что истцом и ответчиком не предусмотрена по условиям договора возможность взимания платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования и не определен размер такой платы, а также штрафа за задержку таких вагонов; собственником спорных вагонов такое право также истцу не делегировано – необоснован.

Ответчик и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.

Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии ответчика и третьего лица.

В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме, просил решение суда первой инстанции от 14 августа 2014 года отменить, принять по делу новый судебный акт.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив  в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам,  Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Материалами дела подтверждается, что между ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «ВолгаУралТранс» заключен,  в редакции протокола согласования разногласий от 25.10.2012г., договор от 06.06.2012г. № 5/350 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Волжско-Уральская транспортная компания» при станции Ульяновск-Центральный Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», который действует с 01.01.2013.

Согласно  п. 7 договора, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны, подаются локомотивом истца на приёмосдаточные пути 2, 3, 4 станции Южная ответчика, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом ответчика, с расстановкой по местам погрузки-выгрузки.

Пунктом  21 указанного договора (в редакции протокола согласования разногласий от 25.10.2012) установлено,   в соответствии со статьёй 62 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» за задержку вагонов, принадлежащих «Перевозчику» (истцу), под погрузкой, выгрузкой на железнодорожном пути необщего пользования более чем на 24 часа по истечении срока оборота вагонов, «Владелец» (ответчик) несет имущественную ответственность, предусмотренную   статьями 99 и 100 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Согласно п.  20 названного договора штрафы, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, взыскиваются в соответствии с Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозки грузов железнодорожным транспортом.

Кроме того, между сторонами заключен  договор от 04.06.2012 № ЗП/639  об организации перевозок грузов.

Согласно п. 3.1.7 данного договора указана обязанность ответчика производить своевременную и полную оплату провозных платежей, дополнительных сборов и плат, договорных сборов за дополнительные услуги и иных причитающихся истцу платежей, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Оплата штрафов, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, на Куйбышевской железной дороге - филиала ОАО «РЖД» производится ответчиком в соответствии с «Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозке грузов железнодорожным транспортом», утверждённых приказом МПС России от 18.06.2003 №43, на основании уведомления, выданного истцом, путём перечисления денежных средств на расчётный счёт, указанный в уведомлении., либо наличными денежными средствами. (пункт 4.5 договора от 04.06.2012 № ЗП/639)

Согласно положениям ст. 62, ст. 99 Устава железнодорожного транспорта за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на 24 часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорам на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штраф, установленный ст. 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Согласно памяток приёмосдатчика 1) № 834, № 803 на подачу вагонов, № 887 на уборку вагонов (вагоны № 21530175, № 23993876), 2) № 854, № 803 на подачу вагонов, № 889 на уборку вагонов(вагоны №23996507, № 23996911) , 3) № 818 на подачу вагонов, № 892 на уборку вагонов(вагон № 23345549),4) № 833 на подачу вагонов № 904 на уборку вагонов (вагон № 21052360)и ведомостей подачи и уборки вагонов № 113954, № 113956, № 113957, № 114968 ОАО «РЖД» начислило ОАО «ВолгаУралТранс» в ноябре 2013г. штраф за задержку вагонов в размере 715200 руб. на основании представленного в материалы дела расчета ( л.д. 13-14).

Истцом в адрес ответчика была направлена претензия, которую ответчик оставил без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Согласно материалам дела, вагоны №№ 21530175, 23993876, 23996507, 23996911, 23345549, 21052360, прибывшие на станцию Ульяновк-Центральный в октябре 2013 г. по ж.д.накладным соответственно №№ 08077974, 08086008, С0061086, 08077963, 08077980, 08086017 в адрес контрагента ответчика ОАО «Оркла Брэнде Россия» из Эстонии, принадлежат стране собственнице Эстонии, вагоны № 21530175, 23345549, принадлежат Латвии, о чём свидетельствует указание в ж.д.накладных в графе 27 - «ЛДЗ», «ЭВР» и выписки из ж.д.накладных с АС «ЭТРАН». Указанные вагоны были поданы контрагенту ответчика под выгрузку.

Сокращённое наименование для железных дорог стран СНГ, в том числе для железной дороги Эстонской Республики - ЭВР, Латвийской Республики - «ЛДЗ»,  предусмотрено в Приложении 12.5 к Служебной Инструкции к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).

Коды железнодорожных администраций стран СНГ предусмотрены в таблице № 1 пункта 3 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчётности, утверждённой указанием МПС РФ 27.03.2000 № Д-720-у. В указанной таблице Эстонии присвоен код 26, Латвии присвоен код 25, которые указаны в памятках приёмосдатчика в графе «код железнодорожной администрации перед каждым спорным вагоном».

Право использовать вагоны, принадлежащие железнодорожным администрациям стран СНГ, предусмотрено нормативными правовыми актами, принятыми на совещаниях и заседаниях государств-участников СНГ. Правилами эксплуатации, пономерного учёта и расчётов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств, утверждёнными на совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций 24.05.1996 (пункты 1.1, 1.2, 1.12, 4.1., далее по тексту - Правила эксплуатации), Соглашением о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении, утверждённым на 5-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 19-20.10.1992, доведенным до сведения указанием МПС РФ от 10.11.1992 № 200у (пункты 1, 2).

Как следует из содержания ст. 3 Соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами-участниками содружества, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании (Минск, 22.01.1993), перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется на основе совместного использования грузов и контейнеров, являющихся собственностью государств - участников соглашения.

Истец указывал на принадлежность Эстонской Республики и Латвийской Республики  к государствам-участникам СНГ и на тот факт, что данные Республики относятся к «железнодорожным администрациям», ссылаясь при этом на нормы Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), сторонами которого в том числе является Эстонская Республика и Российская Федерация, а также на Указание МПС России от 10.11.1992 №200у «Об итогах пятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества», «Соглашения о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении», «Правила эксплуатации, пономерного учета расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств», Указания МПС России от 27.03.2000 №Д-720у «Об утверждении форм памяток на подачу и уборку вагонов для организации автоматизированного контроля наличия вагонов на подъездных путях и расчета платы за пользование вагонами». Также истец  считает, что  указанные вагоны государств-участников  относятся к единому инвентарному парку, поэтому  у него есть право начисления штрафа за задержку вагонов на основании ст.ст. 62, 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации как по вагонам, принадлежащим перевозчику, в том числе, в силу того, что данные вагоны находятся у истца в возмездном пользовании.

В суде первой инстанции, в своих письменных отзывах на иск ответчик и третье лицо указывали на неправомерность начисления указанного штрафа, поскольку истец не является собственником спорных вагонов и не вправе самостоятельно распорядиться правом государства-собственника.

В силу п. 2 ст. 1 и п. "а" ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) является международным договором, поскольку настоящий Закон применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров).

Международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо то того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Аналогичные положения содержатся в ст. 7 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".

По условиям «Соглашения о принципах использования грузовых вагонов в междугосударственном сообщении, заключенного железнодорожными администрациями 20.10.1992 в г. Минске» плата за пользование вагонами между государствами производится на основе межправительственных отношений.

Факт принадлежности спорных вагонов другому государству подтверждается железнодорожными накладными и истцом не оспаривался. В то же время, принадлежность указанных вагонов другому государству обязывает участника перевозочного процесса руководствоваться не только нормами законодательства Российской Федерации, но и нормами международных соглашений.

Требования истца основаны на нормах ст. ст. 62, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

По условиям пункта 5 Приложения к Телеграмме МПС № ЦМДТ-12/231/ЦФД-17 от 27.10.2003 «Разъяснения но применению отдельных положений Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в соответствии со ст. 39 Устава плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2014 по делу n А55-10015/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также