Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 по делу n А65-14752/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

31 октября 2014 года                                                                       Дело № А65-14752/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2014 г.,

Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2014 г.,

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,

судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «КАРСАР» - Гареева Г.М., доверенность от 31.12.2013г.;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Республике Татарстан – Шигабетдинов Р.Р., доверенность от 15.07.2014г. № 555;

от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - извещен, не явился;

рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Татарстан 29 октября 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 августа 2014 года по делу № А65-14752/2014 (судья Абдуллаев А.Г.),

принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «КАРСАР», (ОГРН 1021607354196), г. Казань,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Республике Татарстан, г. Казань,

с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,

о признании недействительным решения от 16 апреля 2014 г. № 2.11/497,

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью «КАРСАР» (далее - заявитель; ООО «КАРСАР») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган; инспекция) о признании недействительным решения от 16 апреля 2014 г. № 2.11/497.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.08.2014 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с выводами суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №5 по Республике Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу – удовлетворить.

В апелляционной жалобе указывает, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно истолкован закон.

Податель жалобы считает, что для расчета земельного налога необходимо применять кадастровую стоимость земельных участков, определенную но состоянию на 1 января текущего года.

По мнению подателя жалобы, если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании решения суда, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.

В обоснование своей позиции податель жалобы ссылается на сложившуюся судебную практику.

В судебном заседании представитель Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России №5 по Республике Татарстан доводы апелляционной жалобы подержал.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «КАРСАР» считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Республике Татарстан от 16.04.2014 года № 2.11/497 установлена неуплата (неполная уплата) обществом земельного налога за 2013 г. в сумме 36 872 руб. в результате занижения налоговой базы при исчислении земельного налога.

Основанием для такого вывода послужило неправомерное, по мнению налогового органа, применение в 2013 г. измененной арбитражным судом рыночной стоимости земельного участка. Как указано в оспариваемом решении, измененная кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению при расчете земельного налога лишь с 2014 г.

Решением УФНС России по РТ от 9 июня 2014 г. № 2.14-0-18/013598@ апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.

При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного решения налогового органа незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Исходя из пункта 1 статьи 390 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).

Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (округу).

В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.

Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 03.02.2010 № 165-О-О от 01.03.2011 и от № 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.

Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая  стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон № 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее — уникальные характеристики  объекта недвижимости),  или  подтверждают  прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона № 221-ФЗ).

Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона № 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.

Именно такое толкование закона сформировано судебно-арбитражной практикой, выраженной, в частности, в постановлениях Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2014 по делу №А65-18164/2013, от 14.03.2014 по делу № А65-18655/2013.

В рассматриваемом случае решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 августа 2013 г. по делу № А65-1479/2013 внесены изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков ООО «КАРСАР».

Согласно информации филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан» от 3 октября 2013 г. исх. № 12880-05 вышеуказанное решение Арбитражного суда Республики Татарстан исполнено 27 сентября 2013 г.

Судом верно отмечено в решении, что поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих обществу, установленная решением, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2013 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу после 27 сентября 2013 г.

До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона № 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 №1102.

Судом правильно учтено, что именно в соответствии с изложенным подходом обществом и был исчислен земельный налог: до 30 сентября 2013 г. из расчета прежней кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 №1102, а с 1 октября 2013 г. из расчета кадастровой стоимости, утвержденной на основании решения арбитражного суда.

Судом также верно отмечено в решении, что доводы налогового органа о необходимости применения измененной кадастровой стоимости лишь с 2014 г. являются ошибочным как основанные на неверном толковании закона.

С учетом изложенного и положений статьи 201 АПК РФ суд правильно принял решение об удовлетворении заявленных обществом требований, оснований для отмены которого не имеется.

Доводы, приведенные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №5 по Республике Татарстан в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Ссылку подателя жалобы на судебную практику апелляционный суд считает неосновательной, поскольку обстоятельства по указанным делам отличаются от обстоятельств рассматриваемого дела.

Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 августа 2014 года по делу № А65-14752/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                 Е.М. Рогалева

Судьи                                                                                                               В.Е. Кувшинов

Е.Г. Филиппова

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 по делу n А55-16065/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также