Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2014 по делу n А65-15333/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда, принятого в порядке упрощенного производства, не вступившего в законную силу

27 октября 2014 года                                                                            Дело № А65-15333/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  27 октября 2014 года.                                                    

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Апаркина В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Оразовой Ж.К.,

с участием в судебном заседании:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Республике Татарстан – представитель не явился; извещена надлежащим образом,

от общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» - представитель не явился; извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 октября 2014 года в зале № 6 апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 августа 2014 года по делу      № А65-15333/2014 (судья Воробьев Р.М.), принятое в порядке упрощенного производства,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» (ОГРН 1026103270280, ИНН 6164205110), г. Ростов-на-Дону,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск,

об оспаривании постановления от 30 мая 2014 года № 2.17/217 о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

         

общество с ограниченной ответственностью «Фортуна» обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (л.д. 3-5) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Республике Татарстан о признании незаконным и отмене постановления от 30 мая 2014 года № 2.17/217 в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.

Решением суда 1 инстанции от 27 августа 2014 года заявление удовлетворено, оспариваемое постановление Инспекции признано незаконным и отменено.

В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда 1 инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

При этом ссылается на то, что организаторы азартных игр обязаны осуществлять денежные расчеты при оказании услуг по организации и проведению азартных игр с применением контрольно-кассовой техники. Организаторы азартных игр обязаны применять контрольно-кассовую технику как в случае приема денежных средств (приема ставок), так и в случае выдачи денежных средств (выплате выигрыша).

Вина ООО «Фортуна» заключается в неприменении контрольно-кассовой техники при выплатах (выдаче) выигрышей клиентам наличными денежными средствами за период с 01.04.2014 по 02.04.2014 на общую сумму 296 146 руб.

Таким образом, по мнению Инспекции, ООО «Фортуна» нарушены п.1 ст.2, п.1 ст.5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

ООО «Фортуна» в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную  жалобу - без удовлетворения.

         В судебное заседание представители сторон не явились, о времени и месте рассмотрения дела стороны извещены надлежащим образом.

          Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Республике Татарстан ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.

         В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, сотрудниками МИФНС России № 11 по Республике Татарстан была проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в отношении ООО «Фортуна», по результатам которой был составлен акт проверки от 14.04.2014 № 118212  (л.д. 58 т.1).

25.04.2014 Инспекцией в отношении ООО «Фортуна» был составлен протокол          № 2.17/217  о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.5 КоАП РФ (л.д. 11-14 т.1).

30.05.2014 на основании данного протокола Инспекцией было вынесено постановление № 2.17/217 о назначении ООО «Фортуна» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.14.5  КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000  рублей (л.д. 6-9 т.1).

В постановлении отражено, что 14.04.2014 в пункте приема ставок «Betcity», расположенном по адресу: РТ, г. Нижнекамск, пр. Мира, 61 А, деятельность в котором ведется от имени ООО «Фортуна», кассирами Пляшевой И.В., Горбуновой Ю.С., Закировой Р.А. при выдаче наличных денежных средств (выплате выигрышей) клиентам на общую сумму 5 570 704 руб. за период с 02.02.2014 по 02.04.2014 наличные денежные средства через контрольно-кассовую технику не пробивали, кассовые чеки клиентам не выдавали. Неприменение контрольно-кассовой техники допускалось ООО «Фортуна» ежедневно в проверяемый период и носило систематический характер, что нарушает  ст.ст.2, 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» установлено, что деятельность по организации и проведению азартных игр определена как деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр, основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры. Обязательное применение контрольно-кассовой техники при совершении сделок связывается, по мнению Инспекции, с отражением фискальных данных на контрольной ленте фискальной памяти комплекса программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов в целях правильного исчисления налогов. Таким образом, организаторы азартных игр обязаны применять контрольно-кассовую технику не только в случае приема денежных средств, но и в случае их выдачи (выплаты выигрышей). Организацией наличный денежный расчет при выплате выигрышей был осуществлен без применения контрольно-кассовой техники, в результате чего было совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.5 КоАП РФ.

Между тем данные выводы Инспекции являются ошибочными.

В соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", определяющей сферу применения контрольно-кассовой техники, контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Федеральным законом от 23.07.2013 № 198-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в частности, в Налоговый кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» в части определения понятия «игорный бизнес» и «деятельность по организации и проведению азартных игр».

Согласно абзацу второму ст. 364 Налогового кодекса Российской Федерации игорный бизнес представляет собой предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр, связанную с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр. Из определения понятия «игорный бизнес» исключены положения о том, что соответствующая деятельность не является реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

Деятельность по организации и проведению азартных игр это деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры (п. 6 ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).

Таким образом, согласно указанным изменениям в законодательстве деятельность по организации и проведению азартных игр с 21.01.2014 приравнена к оказанию услуг, что, в свою очередь, является основанием для распространения на организаторов азартных игр положений Закона № 54-ФЗ.

Следовательно, при заключении организатором с участниками азартных игр соглашений о выигрыше и при оказании услуг по организации заключения таких соглашений применение ККТ является обязательным.

Вместе с тем из содержания указанных правовых норм не следует, что организатор азартных игр обязан применять ККТ не только при принятии денежных средств от клиентов в виде соответствующих ставок при заключении соглашений о выигрыше, но также и при выплате клиентам денежных средств в виде выигрыша.

В соответствии с положениями ст. 5 Закона № 54-ФЗ организации обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

По смыслу и содержанию п.1 ст.2, ст.5 Закона № 54-ФЗ обязанность организаций по применению ККТ возникает при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт только в случаях продажи товаров, выполнении работ или оказания услуг.

При этом под денежным расчетом понимается именно передача организации денежных средств покупателем (клиентом) в сумме эквивалентной стоимости приобретенного товара (оказанной услуги), но не наоборот.

Выдача организатором азартных игр денежных средств в виде выигрыша клиенту под понятие наличного денежного расчета, предусмотренного положениями указанных правовых норм, не подпадает, поскольку в данном случае отсутствует факт оплаты клиентом услуги, товара, т.е. отсутствует денежный расчет клиента (покупателя) с организацией (в отличие от денежного расчета при заключении соглашения о выигрыше и принятия от клиента ставок на выигрыш).

Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ выигрыш – денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры.

При этом выигрыш не гарантирован, а обусловлен наступлением определенного результата азартной игры, выигрыш не обязательно должен и может быть только в виде денежных средств.

Кроме того, из буквального содержания ст.ст.2,5 Закона № 54-ФЗ следует, что обязанность организаций - организаторов азартных игр по применению ККТ при выплате выигрышей клиентам прямо не закреплена в законодательстве, в отличие от случаев выплаты гражданам денежных средств при приеме металлолома (абзац 13 п.3 ст.2 Закона).

Следовательно,  законодатель не отнес к случаям совершения торговых сделок действия организаторов азартных игр по выплате выигрышей участникам - победителям таких игр, не распространил на организацию – организатора азартных игр (в отличие от организаций, осуществляющих сбор и заготовку металлолома) нормативное предписание осуществлять в этих случаях наличные денежные расчеты с населением, используя контрольно-кассовую технику.

В связи с этим ссылка Инспекции в апелляционной жалобе на определение Конституционного Суда РФ от 09.06.2005 № 222-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "СТЭП" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем тринадцатым пункта 3 статьи 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» является ошибочной и во внимание не принимается.

В рассматриваемом деле организация выплачивала выигрыши без применения ККТ с оформлением расходных кассовых ордеров (л.д.116 т.1).

Кроме того, из содержания оспариваемого постановления Инспекции следует, что административным органом вопреки положениям ст.26.1 КоАП РФ не было надлежащим образом выяснено наличие события административного правонарушения: в постановлении не отражено, какие именно выигрыши, по результатам каких именно азартных игр, организованных Обществом, и каким именно гражданам были выплачены, какие именно суммы денежных средств в виде выигрыша были выплачены каждому гражданину.

При таких обстоятельствах у Инспекции отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ и наложения административного взыскания в виде штрафа в размере 40 000 руб.

С учетом изложенного приведенные в апелляционной жалобе Инспекции доводы являются необоснованными и во внимание не принимаются.

При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно удовлетворил заявление Общества, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 268-271, 272.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд         

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 августа 2014 года по делу      № А65-15333/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление  вступает в  законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                                         В.Н. Апаркин

 

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2014 по делу n А65-22387/2008. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также