Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу n А55-3554/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

24 октября 2014 г.                                                                                 Дело № А55-3554/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 22 октября 2014 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 24 октября 2014 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,

судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,

с участием:

от заявителя – извещен, не явился,

от ответчика  – извещен, не явился,

от третьих лиц:

от Министерства имущественных отношений Самарской области – извещен, не явился,

от Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области – извещен, не явился,

от Министерства строительства Самарской области – извещен, не явился,

от ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2014 г. по делу № А55-3554/2014 (судья Харламов А.Ю.),

по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,

третьи лица:

Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,

Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,

Министерство строительства Самарской области, г. Самара,

ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, г. Самара,

о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее ответчик) от 22.11.2013 г. № 01/583/2013-750 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства – улица Спартаковская, с кадастровым номером: 63:01:0000000:27266, площадью 7 064 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Спартаковская и о возложении на ответчика обязанности произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства – улица Спартаковская, с кадастровым номером: 63:01:0000000:27266, площадью 7 064 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Спартаковская.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2014 г. по делу № А55-3554/2014 заявленные требования удовлетворены полностью.

Ответчик и третье лицо - Министерство имущественных отношений Самарской области в апелляционных жалобах просят отменить решение суда и отказать в удовлетворении  заявленных требований, считают, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.

Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о  времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов настоящего дела, заявитель обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – улица Спартаковская, с кадастровым номером: 63:01:0000000:27266, площадью 7 064 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Спартаковская.

Ответчик сообщением от 22.11.2013 г. № 01/583/2013-750 отказал заявителю в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, в связи с тем, что последним были не представлены документы, позволяющие однозначно установить факт нахождения объекта недвижимого имущества, право собственности, на которое зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ Самара, на испрашиваемом земельном участке, а также не представлением документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для государственной регистрации прав.

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с п. 12 ст. 6 этого Федерального закона автомобильные дороги могут находиться в Федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Судом установлено, что право собственности городского округа Самара на сооружение – объект дорожного хозяйства - улица Спартаковская, назначение – объект дорожного хозяйства, протяженностью 690 м., адрес (местонахождение) объекта: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Спартаковская, было зарегистрировано в установленном Законом порядке, что подтверждается имеющимся в материалах настоящего дела свидетельством серии 63-АЛ № 286822 «О государственной регистрации права».

Данный объект учтен в Реестре муниципального имущества на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» установлен перечень и порядок разграничения имущества на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность».

В силу п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружения находящимися  в собственности соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход прав на недвижимое имущество должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.

Согласно ст. 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 № 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.

Указанным Перечнем предусмотрено представление на государственную регистрацию  правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке - в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Учитывая наличие государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружение – объект дорожного хозяйства улица Спартаковская, в рассматриваемом случае достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка. Судом установлено, что указанные документы на государственную регистрацию Департаментом управления имуществом городского округа Самара были представлены, что подтверждается Распиской «В получении документов на государственную регистрацию».

В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона  от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» форма кадастрового паспорта земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 № 831. Данная форма не предусматривает отражения в кадастровом паспорте земельного участка сведений об объекте недвижимости, расположенном  на указанном земельном участке.

Из содержания имеющегося в данном деле кадастрового паспорта следует, что он образован для размещения объекта дорожного хозяйства – улица Спартаковская.

В силу п. 2 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Исследовав материалы дела, и дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, арбитражный суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2014 г. по делу № А55-3554/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                  В.В. Кузнецов

Судьи                                                                                                                 П.В. Бажан

Е.М. Рогалева

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу n А72-16538/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также