Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 по делу n А65-6228/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

            ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45     www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

21 октября 2014 года                                                                             Дело № А65-6228/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 15 октября 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено:  21 октября 2014 года                                                                        

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «НерудПром» - представителя Роденко В.Л., доверенность от 01.01.2014 года, представителя Бекбулатова Ю.С., доверенность от 01.01.2014 года № 1, представителя Суханова Н.Ф., доверенность от 10.01.2014 года,

от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан – представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 2, дело по  апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «НерудПром»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 августа 2014 года по делу                 № А65-6228/2014 (судья Мазитов А.Н.),

принятому по заявлению общества с ограниченной ответственностью «НерудПром», г.Набережные Челны,

к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г.Казань, (ОГРН 1021603473616, ИНН 1659036508),

о признании незаконным решение комиссии Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан об отказе в удовлетворении заявки ООО «Нерудпром» на установление факта открытия месторождения полезных ископаемых, выраженное в протоколе № 1 от 14.02.2014 г. и обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «НерудПром», о признании (установлении) факта открытия обществом с ограниченной ответственностью ООО «НерудПром» месторождения «Устьвятское», т.е. признать его первооткрывателем данного месторождения,

                                                    УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «НерудПром» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - ответчик), о признании незаконным решение комиссии Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан об отказе в удовлетворении заявки ООО «Нерудпром» на установление факта открытия месторождения полезных ископаемых, выраженное в протоколе № 1 от 14.02.2014 г. и обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «НерудПром», о признании (установлении) факта открытия обществом с ограниченной ответственностью ООО «НерудПром» месторождения «Устьвятское», т.е. признать его первооткрывателем данного месторождения.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.

В отзыве на апелляционную жалобу Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель заявителя в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

В судебное заседание представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в его отсутствие.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, возражений на отзыв, выступлений представителя общества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

28 декабря 2007 года ответчик выдал заявителю лицензию серии ЕЛА № 01153 на геологическое изучение (поиск и оценка без права добычи) песчано-гравийных пород на участке недр «Устьвятское» в акватории Куйбышевского водохранилища в интервале 1584,0-1587,6 р. Кама по правой стороне судового хода и 1-3 км. судового хода «Свиногорской Воложки» в Елабужском районе РТ. Данная лицензия действовала до 30 декабря 2011 года.

25 апреля 2008 года Комиссия по запасам полезных ископаемых Министерства экологии и природных ресурсов РТ, рассмотрев отчет «Поиски и оценка песчано-гравийных пород на месторождении «Устьвятское» 154,0-1587,6 км. судового хода р. Кама», авторы Е.А. Чумаков, М.Б. Черноусова, 2008г. и экспертное заключение на материалы подсчета запасов месторождения песчано-гравийных пород «Устьвятское» главного маркшейдера ООО «Азимут» С. Н. Нагаевой, приняла в виде протокола Комиссии №233 от 25.04.2008г.  следующие решения:

-отнести   месторождение   «Устьвятское»  ко   второй   группе   сложности, согласно  «Инструкции по применению классификации запасов к месторождениям песка и гравия»,

-утвердить для условий открытой разработки разведанные балансовые запасы песчано-гравийных пород категории С1 месторождения «Устьвятское» в качестве сырья для дорожного строительства в контурах подсчета, предложенных автором, блок С1 - 1 в количестве 1 545 083 м3, блок С1 - II - 359 480 м3.

-запасы С2 принять к сведению,

-считать запасы ПГП категории С1 месторождения «Устьвятское» разведанные в 2008г., подготовленными к промышленному освоению. Фонду геологической информации учесть и поставить на республиканский баланс «Песчаные и песчано-гравийные материалы» запасы песчано-гравийных пород категории С1 месторождения «Устьвятское», разведанные в 2008 г. и утвержденные настоящим протоколом, в количестве 1 904 563 м3.

2 июня 2008 года ответчик выдал заявителю лицензию серии ЕЛА № 01178 на добычу песчано-гравийных пород на участках блоков С1 - 1 и С1 - II месторождения «Устьвятское».

23 октября 2013 года заявитель обратился к ответчику с заявкой о признании факта открытия месторождения полезных ископаемых песчано-гравийных пород «Устьвятское».  

14 февраля 2014 года ответчик отказал в удовлетворении заявки на установление факта открытия месторождения полезных ископаемых, что оформлено  протоколом №1   Комиссии по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых Минэкологии РТ.

Ответчик в протоколе указал, что запасы месторождения песчано-гравийных пород «Устьвятское» поставлены на территориальный баланс запасов полезных ископаемых в установленном порядке протоколом РКЗ от 25 апреля 2008 года № 233, а запасы, утвержденные протоколом РКЗ от 26 сентября 2013 года № 350, являются дополнительно разведанными запасами этого же месторождения, что не позволяет рассматривать заявку общества как открытие месторождения полезных ископаемых.

Посчитав данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

 Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.

Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.

В соответствии со ст. 33.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», введенной Федеральным законом от 30.11.2011 № 364-ФЗ, вступившим в силу с 12.12.2011, установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых осуществляется комиссией, которая создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в состав которой включаются представители федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов.

Порядок установления факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователями недр, проводившими работы по геологическому изучению, регламентируется Инструкцией о порядке установления факта месторождения полезных ископаемых, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.11.2004 № 689.

Из анализа положений указанной Инструкции судом сделан вывод, что установление факта открытия месторождения полезных ископаемых осуществляется на основании заявки, подаваемой в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы заявителем, проводившим работы по геологическому изучению недр в соответствии с выданной лицензией (п. 3 Инструкции).

К заявке, среди прочих материалов прилагается копия лицензии на пользование недрами, выданной заявителю (подп. «д» п. 6 Инструкции).

Заявка регистрируется Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом на день ее поступления, и рассматривается в течение 45 дней с даты поступления. В случае, если представленные материалы в ходе рассмотрения потребуют дополнения или уточнения, заявитель извещается об этом в письменной форме (п. 7, п. 8 Инструкции).

В удовлетворении заявки отказывается в случае, если представленные заявителем фактические данные не позволяют квалифицировать их как открытие месторождения полезных ископаемых, а также, если заявка подана заявителем с нарушением срока, указанного в пункте 5 настоящей Инструкции (п. 12 Инструкции).

Судом первой инстанции установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что месторождение песчано-гравийных пород «Устьвятское» фактически было открыто в 2008 году.

До 12.12.2011 года полномочия по установлению факта открытия месторождения полезных ископаемых, в том числе общераспространенных, в соответствии со статьей 16 Закона РФ «О недрах», осуществлялись Федеральным агентством по недропользованию или его территориальными органами.

Федеральным законом от 30.11.2011 года № 364-ФЗ Закон РФ «О недрах» был дополнен статьей 33.1, которая отнесла установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых к полномочиям комиссии, которая создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в состав которой включаются представители федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов.

Между тем, в период с 2008г. по 2013г. заявитель с заявкой об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых песчано-гравийных пород «Устьвятское» ни в федеральные, ни в республиканские органы по управлению государственным фондом недр не обращался.

В период 2008-2013г.г. действовала Инструкция о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых, утвержденная Приказом МПР России от 11.11.2004г. № 689.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявитель обратился к ответчику с нарушением установленного инструкцией срока с заявкой на установление фактов открытия месторождения полезных ископаемых

Поскольку заявителем не выполнены все требования, предусмотренные инструкцией, у ответчика отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявки.

Согласно пункту 5 Инструкции заявка на установление факта открытия месторождения полезных ископаемых, за исключением углеводородного сырья, должна быть подана заявителем не позднее 60 дней со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающего промышленную значимость месторождения.

Согласно пункту 9 Инструкции при рассмотрении заявки учитывается, что открытие месторождения полезных ископаемых - документально подтвержденный факт выявления нового объекта, запасы которого в недрах квалифицированы по категории С1 и С2, а для объектов твердых полезных ископаемых, характеризующихся сложным геологическим строением, - по категории С2, и имеющих, по заключению органов государственной экспертизы, самостоятельное промышленное значение.

Из указанного пункта следует, что факт открытия месторождения полезных ископаемых определяется на основании заключения органов государственной экспертизы.

Согласно статье 29 Закона в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр.

Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Плата за проведение указанной экспертизы поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации платы за проведение органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертизы в части участков недр местного значения.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что в данном случае заявитель, в нарушение статьи 29 Закона, пунктов 5, 9 Инструкции в органы государственной власти Республики Татарстан с заявлением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых месторождения песчано-гравийных пород «Устьвятское» за свой счет не обращался, и, соответственно, в установленный срок, предусмотренный пунктом 5 Инструкции, заявку на установление факта открытия месторождения полезных ископаемых не подал.

При этом пункт 9 Инструкции также предусматривает, что установление факта открытия месторождения твердых полезных ископаемых возможно в отношении только тех объектов, запасы которых не поставлены на государственный баланс полезных ископаемых в установленном порядке.

Более того, запасы месторождения песчано-гравийных пород «Устьвятское» по блокам С1 - 1 и С1 – II поставлены на баланс запасов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 по делу n А55-8712/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также