Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по делу n А55-4831/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

17 октября 2014 года                                                                                  Дело № А55-4831/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2014 года

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,

без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 октября 2014 года в помещении суда апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 июня 2014 года по делу № А55-4831/2014 (судья Щетинина М.Н.),

принятое по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара,  г. Самара,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,

третьи лица: Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,

Федеральное бюджетное государственное учреждение «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального бюджетного государственного учреждения «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области», г. Самара,

Министерство строительства Самарской области, г. Самара,

Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,

о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ: 

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее – департамент управления имуществом) обратился в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконным отказа  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) от 04.12.2013 №01/584/2013-974 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Сумская, с кадастровым номером: 63:01:0000000:27283, площадью 6290 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Красноглинский район, ул.Сумская; обязании регистрационного органа произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на вышеуказанный земельный участок (т. 1 л.д. 2-4).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек к участию в деле Министерство имущественных отношений Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области и Министерство строительства Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2014 по делу № А55-4831/2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Управления Росреестра по Самарской области  от 04.12.2013 № 01/584/2013-974  об отказе  в государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования городской округ Самара  на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица  Сумская,  с кадастровым номером  63:01:0000000:27283,  площадью 6290 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район  ул. Сумская  признать незаконным.

Суд обязал Управление Росреестра по Самарской области по вступлении в законную силу решения суда в месячный срок осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности за   муниципальным образованием городской округ Самара, на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом улица Сумская,  с кадастровым номером  63:01:0000000:27283,  площадью 6290 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район  ул. Сумская (т. 1 л.д.151-153).

В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д.3-6).

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д.23-26).

Департамент управления имуществом, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области и Министерство строительства Самарской области отзывы на апелляционные жалобы не представили.

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2014 рассмотрение апелляционных жалоб отложено (т.2 л.д.53).

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 в составе суда произведена замена судьи Кузнецова В.В. на судью Рогалеву Е.М., в связи с нахождением судьи Кузнецова В.В.  в ежегодном оплачиваемом отпуске (т.2 л.д.54).

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 рассмотрение апелляционных жалоб отложено (т.2 л.д.62).

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 в составе суда произведена замена судьи Рогалевой Е.М. на судью Бажана П.В., в связи с нахождением судьи Рогалевой Е.М. в ежегодном оплачиваемом отпуске.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционных жалобах, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.

Как следует из материалов дела, 22.10.2013 Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Сумская, с кадастровым номером: 63:01:0000000:27283, площадью 6290 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Красноглинский район, ул.Сумская.

Сообщением от 04.12.2013 №01/584/2013-974 в совершении вышеназванных регистрационных действий заявителю было отказано. Основанием для отказа явилось отсутствие документов, необходимых для государственной регистрации прав (т.1 л.д.5-7).

Считая отказ незаконным, и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ), автомобильная дорога -  это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Закона № 257-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ  «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Право собственности городского округа  Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Сумская зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.07.2012 (т.1 л.д.15).

В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружения находящимися  в собственности соответствующих муниципальных образований.

Таким образом,  с момента государственной регистрации права собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Сумская за муниципальным образованием, земельный участок, занятый указанным объектом недвижимости, стал разграниченным и относится к землям, принадлежащим муниципальному образованию  - городской округа Самара.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона № 257-ФЗ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством и настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог.

С учетом изложенных обстоятельств и названных норм материального права Департамент управления имуществом выполняет функции собственника названной автомобильной дороги и правомерно осуществляет действия по формированию земельного участка, необходимого для ее эксплуатации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход прав на недвижимое имущество должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

В соответствии с п. 2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.

Согласно статье 30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 № 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.

Указанным Перечнем предусмотрено представление на государственную регистрацию  правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Суд первой инстанции правильно указал, что учитывая наличие государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Сумская, в рассматриваемом случае достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка. Указанные документы на государственную регистрацию были представлены, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию (т. 1 л.д.8).

Суд первой инстанции правомерно отклонил довод Управления Росреестра по Самарской области, что кадастровый паспорт земельного участка не подтверждает нахождение на спорном земельном участке недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 7 статьи 14 Федерального закона  от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» форма кадастрового паспорта земельного участка утверждена приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 № 831. Данная форма не предусматривает отражения в кадастровом паспорте земельного участка сведений об объекте недвижимости, расположенном  на указанном земельном участке.

Из

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по делу n А72-6613/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также