Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по делу n А55-4830/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

17 октября 2014 года                                                                                  Дело № А55-4830/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2014 года

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,

без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 октября 2014 года в помещении суда апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2014 года по делу № А55-4830/2014 (судья Харламов А.Ю.)

по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самары (ОГРН 1026300959871, ИНН 6315800001), г.Самара,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (ОГРН 1046300581590, ИНН 6317053595), г.Самара,

третьи лица:

Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области», г. Самара,

Министерство строительства Самарской области, г.Самара,

Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,

о признании незаконным отказа от 04 декабря 2013 года в государственной регистрации права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ: 

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент управления имуществом) обратился в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, регистрационный орган) от 04.12.2013 № 01/584/2013-973 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Третья Кряжская, с кадастровым номером 63:01:0000000:27301, площадью 3242 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Третья Кряжская; об обязании регистрационного органа устранить допущенные нарушения путем проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанный объект (т. 1 л.д. 3-5).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек к участию в деле Министерство имущественных отношений Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области и Министерство строительства Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.06.2014 по делу № А55-4830/2014 заявленные требования удовлетворены.

Суд признал незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 04.12.2013 № 01/584/2013-973 в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Третья Кряжская, с кадастровым номером: 63:01:0000000:27301, площадью 3 242 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Третья Кряжская.

Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента управления имуществом городского округа Самара, путем осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Третья Кряжская, с кадастровым номером: 63:01:0000000:27301, площадью 3 242 кв.м., расположенным по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Третья Кряжская (т. 1 л.д.112-114).

В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д.3-6).

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д.15-21).

Департамент управления имуществом апелляционные жалобы отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на них.

ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области и Министерство строительства Самарской области отзывы на апелляционные жалобы не представили.

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 рассмотрение апелляционных жалоб отложено (т.2 л.д.52).

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 в составе суда произведена замена судьи Рогалевой Е.М. на судью Бажана П.В., в связи с нахождением судьи Рогалевой Е.М. в ежегодном оплачиваемом отпуске.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционных жалобах, отзыве на них и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 25.11.2013 Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в целях проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Третья Кряжская, с кадастровым номером: 63:01:0000000:27301, площадью 3 242 кв.м., расположенным по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Третья Кряжская.

04.12.2013 сообщением № 01/584/2013-973 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отказало Департаменту управления имуществом городского округа Самара в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, в связи с тем, что последним были не представлены документы, позволяющие однозначно установить факт нахождения объекта недвижимого имущества, право собственности, на которое зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ Самара, на испрашиваемом земельном участке, а также не представлением документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для государственной регистрации прав (т.1 л.д.6-8).

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Департамента управления имуществом городского округа Самара в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Автомобильные дороги могут находиться в Федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон  о государственной регистрации) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Судом первой инстанции установлено, что право собственности городского округа Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства - улица Третья Кряжская зарегистрировано в установленном Законом порядке, что подтверждается имеющимся в материалах настоящего дела Свидетельством от 28.04.2012 63-АЖ № 111154 «О государственной регистрации права» (т.1 л.д.20).

Согласно данному Свидетельству объект дорожного хозяйства - ул. Третья Кряжская, с кадастровым номером: 63:01:0000000:0:26468, протяженностью 440 м., Литер 1, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, совхоз «Кряж», ул. Третья Кряжская, в границах ул. Восстания до Кряжского шоссе, является муниципальной собственностью.

Данный объект учтен в Реестре муниципального имущества на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» установлен перечень и порядок разграничения имущества на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность».

В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружения находящимися  в собственности соответствующих муниципальных образований.

Таким образом,  с момента государственной регистрации права собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Третья Кряжская, в границах ул. Восстания до Кряжского шоссе, за муниципальным образованием, земельный участок, занятый указанным объектом недвижимости, стал разграниченным и относится к землям, принадлежащим муниципальному образованию  - городской округа Самара.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона № 257-ФЗ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством и настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог.

С учетом изложенных обстоятельств и названных норм материального права Департамент управления имуществом выполняет функции собственника названной автомобильной дороги и правомерно осуществляет действия по формированию земельного участка, необходимого для ее эксплуатации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход прав на недвижимое имущество должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.

Согласно статье 30.1 Закона о государственной государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 № 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.

Указанным Перечнем предусмотрено представление на государственную

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по делу n А65-15784/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также