Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу n А55-6594/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

                                                                                                                ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

08 октября 2014 года                                                                               Дело № А55-6594/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления  объявлена 02 октября 2014 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2014 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Буртасовой О.И.,

судей Липкинд Е.Я., Шадриной О.Е.,

при ведении протокола Матвеевой М.Н.,

от истца  - представитель Нурмухамедов Р.Р. (доверенность от 19.10.2012),

от ответчика  - представитель Филимонова Н.Н. (доверенность от 10.04.2014),

от третьего лица – представитель не явился, извещен надлежащим образом,

   рассмотрев в открытом судебном заседании 02 октября 2014 года                                                                              в зале № 2 апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 июля 2014 года по делу № А55-6594/2014 (судья Митина Л.Н.),

по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727), г. Ульяновск,

к открытому акционерному обществу «Волжско-Уральская транспортная компания» (ОГРН 1026301416723, ИНН 6317023248), г. Самара,

третье лицо – открытое акционерное общество «Оркла Брэндс Россия», г. Санкт-Петербург

о взыскании штрафа  размере 461 000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общества «Российские железные дороги» (далее - истец),  обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Открытому акционерному обществу "Волжско-Уральская транспортная компания" (далее – ответчик) о взыскании штрафа за задержку вагонов в размере 461 000 руб.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2014 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Открытое акционерное общество «Оркла Брэндс Россия».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.07.2014 в иске отказано.

Не согласившись с  принятым судебным актом, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, иск удовлетворить.

Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве на апелляционную жалобу ответчик не согласился с доводами апелляционной жалобы и указал, что решение суда первой инстанции принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, просил оставить решение без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, с учетом письменного правового обоснования позиции ОАО «РЖД», просил отменить решение суда первой инстанции, жалобу – удовлетворить.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы,  просил оставить решение без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, рассмотрев представленные документы и  оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными обстоятельствами по делу, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд  считает обжалуемое решение не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 06.06.2012 между истцом и ответчиком заключен договор № 5/350 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Волжско-Уральская транспортная компания» при станции Ульяновск-Центральный Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», который действует с 01.01.2013 (в редакции протокола согласования разногласий от 25.10.2012).

В соответствии с п. 7 указанного договора, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом истца на приёмосдаточные пути 2, 3, 4 станции Южная ответчика, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом ответчика, с расстановкой по местам погрузки-выгрузки.

Согласно п. 21 указанного договора (в редакции протокола согласования разногласий от 25.10.2012) в соответствии со статьёй 62 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» за задержку вагонов, принадлежащих «Перевозчику» (истцу), под погрузкой, выгрузкой на железнодорожном пути необщего пользования более чем на 24 часа по истечении срока оборота вагонов, «Владелец» (ответчик) несет имущественную ответственность, предусмотренную   статьями 99 и 100 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 20 указанного договора штрафы, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, взыскиваются в соответствии с Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозке грузов железнодорожным транспортом.

04.06.2012 между  сторонами по делу также заключён также договор № ЗП/639  об организации перевозок грузов.

В соответствии с  3.1.7 данного договора ответчик обязан производить своевременную и полную оплату провозных платежей, дополнительных сборов и плат, договорных сборов за дополнительные услуги и иных причитающихся истцу платежей, предусмот­ренных Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Согласно пункту 4.5 договора от 04.06.2012 № ЗП/639 оплата штрафов, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, на Куйбышевской железной дороге - филиала ОАО «РЖД» производится ответчиком в соответствии с «Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозке грузов железнодорожным транспортом», утверждённых приказом МПС России от 18.06.2003 №43, на основании уведомления, выданного истцом, путём перечисления денежных средств на расчётный счёт, указанный в уведомлении., либо наличными денежными средствами.

В соответствии со ст. 62, ст. 99 Устава железнодорожного транспорта за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на 24 часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорам на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штраф, установленный ст. 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

          На основании памяток приёмосдатчика 1) № 639 на подачу вагонов, № 669 на уборку вагонов (вагон № 23996911), 2) № 639 на подачу вагонов, № 690 на уборку вагонов(вагон № 23994478), 3) № 631 на подачу вагонов, № 695 на уборку вагонов(вагон № 23997141), 4) № 701 на уборку вагонов , № 654 на подачу вагонов(вагон № 23997687), 5) № 714 на уборку вагонов, № № 654, 666 на подачу вагонов ( вагоны № 23998438, 23999949) и ведомостей подачи и уборки вагонов № 084756, № 086779, № 086781, № 086785, № 091794 ответчику в августе 2013г. начислен штраф за задержку вагонов в размере 461000 руб. (расчёт прилагается) и представителю ответчика Авандеевой Г.Х., действующей на основании доверенности № 15 от 27.11.2012г., вручены под роспись уведомления № 66 от 19.08.2013г. на 55200 руб., № 68 от 27.08.2013г. на 98400руб., № 69 от 28.08.2013г. на 123600 руб., № 73 от 02.09.2013г. на 2600 руб., № 76 от 05.09.2013г. на 181200 руб. о добровольной уплате штрафа.

Истец обратился к ответчику с требованием о добровольной уплате штрафа (претензия 24.10.2013 г. № 701/Кбшню   Т. 1, л.д. 28, 29).

Указанная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Как следует из материалов дела вагоны №№ 23996911, 23994478, 23997141, 23997687, 23999949, 23998438, прибывшие на станцию Ульяновк-Центральный в июле - августе 2013 г. по ж.д.накладным соответственно №№ 08077870, 08077869, 08069562, 08077883, 08077891, 08077884 из Эстонии, принадлежат стране собственнице Эстонии. Указанные вагоны были поданы контрагенту ответчика под выгрузку.

Сокращённое наименование для железных дорог стран СНГ, в том числе для железной дороги Эстонской Республики - ЭВР, предусмотрено в Приложении 12.5 к Служебной Инструкции к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (в пояснении по заполнению накладной СМГС).

Коды железнодорожных администраций стран СНГ предусмотрены в таблице № 1 пункта 3 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчётности, утверждённой указанием МПС РФ 27.03.2000г. № Д-720-у. В указанной таблице Эстонии присвоен код 26,   который указан в памятках приёмосдатчика с графе код ж.д.администрации перед каждым спорным вагоном.

Право использовать вагоны, принадлежащие ж.д.администрациям стран СНГ предусмотрено нормативными правовыми актами, принятыми на совещаниях и заседаниях государств-участников СНГ.

В частности, Правилами эксплуатации, пономерного учёта и расчётов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств, утверждёнными на совещании уполномоченных представителей ж.д.администраций 24.05.1996г. ( пункты 1.1, 1.2, 1.12, 4.1. Далее - Правила эксплуатации), Соглашением о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении, утверждённым на 5-м заседании Совета по ж.д.транспорту государств-участников Содружества от 19-20.10.1992г., доведенным до сведения указанием МПС РФ от 10.11.1992г. № 200у ( пункты 1, 2).

В соответствии со ст. 3 Соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами-участниками содружества, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании (Минск, 22.01.1993), перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется на основе совместного использования грузов и контейнеров, являющихся собственностью государств - участников соглашения.

Из материалов дела усматривается, что истец указал на принадлежность Эстонской Республики к государствам-участникам СНГ и на тот факт, что данная Республика относится к «железнодорожным администрациям», ссылаясь при этом на нормы Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), сторонами которого в том числе является Эстонская Республика и Российская Федерация, а также на Указание МПС России от 10.11.1992 №200у «Об итогах пятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества», «Соглашения о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении», «Правила эксплуатации, пономерного учета расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств», Указания МПС России от 27.03.2000 №Д-720у «Об утверждении форм памяток на подачу и уборку вагонов для организации автоматизированного контроля наличия вагонов на подъездных путях и расчета платы за пользование вагонами».

Довод истца о том, что указанные вагоны государств-участников СНГ относятся к единому инвентарному парку, в связи с чем у него есть право начисления штрафа за задержку вагонов на основании ст.ст. 62, 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации как по вагонам, принадлежащим перевозчику, в том числе, в силу их нахождения в возмездном пользовании, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку истец не является собственником спорных вагонов и не вправе самостоятельно распорядиться правом государства-собственника.

В силу п. 2 ст. 1 и п. "а" ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) является международным договором, поскольку настоящий Закон применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров).

Международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо то того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Аналогичные положения содержатся в ст. 7 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".

По условиям «Соглашения о принципах использования грузовых вагонов в междугосударственном сообщении, заключенного железнодорожными администрациями 20.10.1992 в г. Минске» плата за пользование вагонами между государствами производится на основе межправительственных отношений.

Факт принадлежности спорных вагонов другому государству

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу n А65-36340/2009. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также