Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2014 по делу n А65-11153/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected]

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда, принятого в порядке упрощенного производства и не вступившего в законную силу

24 сентября 2014 года                                                                       Дело № А65-11153/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2014 г.,

Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2014 г.,

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Рогалевой Е.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,

с участием:

от открытого акционерного общества «МегаФон» - Гончаров А.П., доверенность от 09.09.2014г. № 4Д-1842, после перерыва Аболмазова Е.А., доверенность от 14.06.2012г. № 3Д-1345;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан - извещен, не явился;

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «МегаФон»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 июля 2014 г. по делу № А65-11153/2014 (судья Воробьев Р.М.), принятое в порядке упрощенного производства

по заявлению открытого акционерного общества «МегаФон», г. Москва,

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан), г. Казань,

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Мегафон» г. Москва (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Роспотребнадзор) (ответчик) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении №670/з от 24.04.2014 года, о назначении наказания по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.07.2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с выводами суда, ОАО «Мегафон» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу – удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) № 670/з от 24.04.2014 г., которым ОАО «МегаФон признано виновным в совершении административного правонарушения и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.

В апелляционной жалобе указывает, что судом в нарушение ч. 6 ст. 210 АПК РФ не проверена законность и обоснованность оспариваемого постановления, наличие законных оснований для привлечения к административной ответственности, не установлены и не учтены все имеющие значение для дела обстоятельства.

Податель жалобы считает, что информационное письмо ОАО «МегаФон» №5/7.08-СЕО-Исх-00073/14 от 12.02.2014, полученное в ответ на запрос №14/2306 от 06.02.2014 г., которое оценено как не содержащее документарные подтверждения законности подключения на лицевой счет абонента услуг, напротив подтверждает совершение Абонентом конклюдентных действий для подключения услуги, следовательно, само по себе является доказательством, свидетельствующим об отсутствии события административного правонарушения.

По мнению подателя жалобы, наличие события административного правонарушения Административным органом не доказано.

В судебном заседании представитель ОАО «МегаФон» доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие  представителя Управления.

От Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик считает решение суда законным и обоснованным.

В судебном заседании был объявлен перерыв с 10.09.2014 года по 17.09.2014 года.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ОАО «МегаФон», оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

24.04.2014г. ОАО «МегаФон» было привлечено Заместителем руководителя Управления по Республике Татарстан (Татарстан) ЛХ. Авдониной к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг» (постановление по делу об административном правонарушении № 691/з от 24.04.2014г.), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

06.03.2014г. в 10ч. 05 мин. в Управлении Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) (далее - Управление), расположенном по адресу: г. Казань, ул. Б. Красная, 30 выявлено оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания услуг населению.

Согласно представленным в письменном обращении гражданина per. №Б-172/14 от 15.01.2014г. сведениям, абонент Бухаров А.Ш. не заключал с ОАО «МегаФон» дополнительного соглашения в письменной форме для подключения на лицевой счет услуг: доступы к сайтам сети Интернет (ilovex.biz. gameseet.ru. dfiles.ru), а также не совершал иных конклюдентных действий по подключению данной услуги.

04.12.2013г. ОАО «МегаФон» подключило на лицевой счет абонента Бухарова А.Ш. мобильную подписку «Доступ к сайту http://ilovex.biz». 06.12.2013г. - мобильную подписку «Доступ к сайту http://gameseet.ru», 11.12.2013г. - мобильную подписку «Доступ к сайту http://dfilees.ro» без соблюдения порядка, установленного Правилами оказания услуг подвижной связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005г. № 328). Указанные услуги были подключены в период с 04.12.2013г. по 11.12.2013г. при наличии, согласно информации ОАО «МегаФон» (исх. № 5/7.08-СЕО-Исх-00073/14 от 12.02.2014г.), установленного на лицевом счете абонента Бухарова А.Ш. «Запрета отправки развлекательных SMS» (запрет установлен 04.12.2013г.), «Отказ от эротического контента» (запрет установлен 04.12.2013г.).

Согласно п. 48.1, 21 Правил оказания услуг подвижной связи (утв. постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005г. № 328) изменение договора оформляется путем заключения дополнительного соглашения в письменной форме, либо путем совершения абонентом конклюдентных действий, перечень и порядок осуществления которых определяются оператором связи. Оператор связи не вправе навязывать абоненту оказание дополнительных услуг подвижной связи, оказываемых за отдельную плату.

Информационное письмо ОАО «МегаФон» исх. 5/7.08-СЕО-Исх-00073/14 от 12.02.2014г. предоставленное в Управление Роспотребнадзора в ответ на запрос исх. № 14/2306 от 06.02.2014г., в соответствии со ст. 41 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» не содержит документарные подтверждения законности подключения на лицевой счет абонента Бухарова А.Ш. услуг, предоставляемых сайтами ilovex.biz, gameseet.ru, dfiles.ru.

Согласно под «а», «б» п.25 Постановления Правительства РФ от 25.05.2005 N 328 "Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи" оператор связи обязан: оказывать абоненту те услуги подвижной связи, на оказание которых этому оператору связи выдана лицензия, а также предоставлять абоненту услуги подвижной связи в соответствии с лицензионными условиями, предусмотренными в выданной оператору связи лицензии; предоставлять необходимую для заключения и исполнения договора информацию.

В соответствии с п. 26 Постановления Правительства РФ от 25.05.2005 N 328 "Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи" оператор связи обязан по требованию абонента предоставлять ему дополнительную информацию, связанную с оказанием услуг подвижной связи.

На основании под. «а» п.27 Постановления Правительства РФ от 25.05.2005 N "Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи" установлено, что абонент вправе в том числе получать необходимую и достоверную информацию об операторе связи, режиме его работы, оказываемых услугах подвижной связи.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке,.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного чЛ ст. 14.4 КоАП РФ составляет продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.

В силу абзаца 1 преамбулы Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1) настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную за1ггиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Частью 1 статьи 1 Закона установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ПС РФ), настоящим законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать практически из любых договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Соответственно Закон применяется при регулировании правоотношений в сфере оказания услуг связи.

Правоотношения в области связи регулируются Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи).

Согласно части 1 статьи 44 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям данных услуг на основании договора, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Частью 1 статьи 45 Закона о связи определено, что договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 328 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ПС РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В пункте 19 Правил установлено, что в договоре должны быть указаны следующие данные: а) дата и место заключения договора; б) наименование (фирменное наименование) оператора связи; в) реквизиты расчетного счета оператора связи; г) реквизиты выданной оператору связи лицензии; д) сведения об абоненте (фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, наименование (фирменное наименование) организации, место нахождения - для юридического лица); е) согласие (отказ) абонента на предоставление доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи, и предоставление сведений о нем для оказания таких услуг; ж) номер SIM-карты; з) согласие (отказ) абонента на использование сведений о нем в системе информационно-справочного обслуживания; и) способ доставки счета; к) права, обязанности и ответственность сторон; л) срок действия договора.

Согласно пункту 20 Правил в договоре должны быть указаны следующие существенные условия: а) назначенный абоненту абонентский номер из выделенного оператору связи ресурса нумерации географически не определяемой зоны нумерации или уникальный код идентификации; б) оказываемые услуги подвижной связи; в) порядок, сроки и форма расчетов; г) система оплаты услуг подвижной связи.

Отношения между абонентом и оператором, возникающие в процессе оказания и получения услуг подвижной связи, регулируются Правилами оказания услуг подвижной связи.

Из анализа указанных норм следует, что сведения об услуге должны содержаться в оформленном в письменном виде договоре. В целях обеспечения возможности гражданина сделать их правильный выбор, данные сведения предоставляются при заключении сделки путем ознакомления гражданина с текстом договора. Дополнительно информация может быть представлена иным способом, обеспечивающим ознакомление до получения услуги.

Согласно части 2 статьи 54 Закона «О связи» основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объем оказанных услуг связи операторами связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.

В силу пункта 48.1 Правил изменение договора оформляется путем заключения дополнительного соглашения в письменной форме либо путем совершения абонентом конклюдентных действий, перечень и порядок осуществления которых определяются оператором связи. При этом пункт 21 Правил устанавливает, что оператор связи не вправе навязывать абоненту оказание дополнительных услуг подвижной связи, оказываемых за отдельную плату. Оператор связи не вправе обусловливать оказание одних услуг подвижной связи обязательным оказанием иных услуг связи.

Данная правовая позиция Управления подтверждается следующей судебной практикой: решение по делу А65-17366/2013,

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2014 по делу n А65-10354/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также